В ладу с собой

Раскол в рядах оппозиции

Вчера стало известно, что бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели и возглавляемся им партия «За Справедливую Грузию» отказались от дальнейшего участия в митингах оппозиции . Об этом Ногаидели сообщил в интервью, опубликованном тбилисской газетой «Версия». Cо ссылкой на источники в оппозиции газета сообщает: причиной такого решения стало то, что лидеры некоторых партий «были против участия Зураба Ногаидели в митингах оппозиции в Тбилиси». По данным издания, «эти оппозиционеры предъявили организаторам митингов в Тбилиси ультиматум - если Зураб Ногаидели примет участие в акциях, то они покинут митинг в знак протеста».

Получается, что с бывшим спикером парламента Нино Бурджанадзе, которая ныне возглавляет партию «Демократическое движение - Единая Грузия», оппозиционеры смирились, а с бывшим премьером Зурабом Ногаидели - нет? Странно все это, однако. Но сам по себе этот факт подтверждает раскол в рядах оппозиции, признаки которого появились буквально в первые дни многообещающих митингов. Так, лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания уже на второй день противостояния заявил, что оппозиционные лидеры готовы вести диалог с властью. В свою очередь глава Объединенный оппозиции Леван Гачичеладзе и лидер «Демократического движения - Единой Грузии» Нино Бурджанадзе заявили, что единственное требование протестующих - отставка президента.

Тогда же собравшиеся стали свидетелями выяснения отношений трех грузинских женщин, для которых политика стала делом их жизни. Так, лидер партии «Имеди» Ирина Саришвили, соратница Игоря Гиоргадзе, по сведениям грузинских СМИ, не выступила с трибуны из-за негативного отношения к ней ряда видных оппозиционеров. «Носящие идеологию Игоря Гиоргадзе, люди и убийцы Гии Чантурия, - заявил, например, Гога Хаиндрава, - не могут стоять в Грузии рядом с оппозицией». Сама же Саришвили считает, что для нее «категорически неприемлемо стоять рядом с Бурджанадзе». Последняя «на ножах» с экс-министром иностранных дел Саломэ Зурабишвили, лидером оппозиционной партии «Путь Грузии». Поговаривают, что Михаил Николаевич снял с должности Зурабишвили по настоянию именно Бурджанадзе.

Оппозиционеры неоднократно призывали друг друга забыть прошлые обиды и объединится ради общей цели - отставки Саакашвили. Но следовать благим намерениям нелегко. Помимо всех вышеупомянутых трений, наметилось явное недопонимание между ведущими деятелямм оппозиции: Ираклием Аласания и Нино Бурджанадзе.

Нино Анзоровна категорично заявляет, что единственное, о чем может идти речь, - отставка президента и обсуждать это можно лишь в прямом эфире. Аласания, который вначале занимал такую же позицию, некоторое время спустя заявил, что «открытый диалог вовсе не означает диалога в прямом эфире». Дальше - больше. «Альянс за Грузию» требует от правительства изменения Конституции, сокращения полномочий президента, отставки с должности главы МВД Вано Мерабишвили, возвращения ТВ «Имеди» семье Бадри Патаркацишвили и полной свободы СМИ. Если власти осуществят перечисленные требования оппозиции, «Альянс за Грузию» готов снять требование о немедленной отставке президента Михаила Саакашвили», - сообщил грузинсим СМИ, как сообщает Nregion, один из представителей альянса Давид Саганелидзе.

Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе не удивлен наличием разных точек зрения в оппозиции. Он заявил грузинским СМИ: «Трудно сказать, самостоятельно ли принял альянс Ираклия Аласания решение о проведении с властями диалога. Все же думаю, что оппозиция будет действовать сообща. Хотя, у Ираклия Аласания с самого начала была более мягкая позиция, подразумеваю предложенный им референдум, что означало затягивание правления властей. А Нино Бурджанадзе и Саломэ Зурабишвили придерживались в этом вопросе более принципиальной позиции. Исходя из этого, разница в их подходах была еще с тех пор. Когда в семье проживает много людей с разными характерами, то разница во мнениях не удивительна».

На сегодняшний день в рядах оппозиции наметилось три крыла. Парламентская оппозиция выступает за диалог с властями на условиях руководства. «Альянс за Грузию» позиционирует себя как умеренная сила - диалог возможен при определенных условиях. Нино Бурджанадзе, Саломэ Зурабишвили и Леван Гачичеладзе по-прежнему выдвигают радикальное требование по отставке.

Надо отдать должное оппозиции: пока им удается цивилизованно проводить акции протеста. Хотя большинство населения странны скептически настроено по отношению к властям, пополнить ряды митингующих многие не спешат. Потому, что нет единого лидера. Потому, что среди самих лидеров нет согласья. Потому, что люди устали от бесконечных потрясений и революций. «Какая разница кто будет править, разве от этого станем жить лучше?» - такую позицию в эти дни приходилось слышать ни один раз. Если б сегодня обсуждалась не немедленная отставка президента, а закономерное и назревшее требование о проведении референдума на предмет доверия властям, то, думается, число участников акции было бы гораздо больше.

Ирина Пташковская