В ладу с собой

У грузинских политиков пошли в ход обвинения в убийствах

В пятницу наделавшая шуму история с финансированием грузинской оппозиции начала обрастать деталями. Негодующее по факту встречи лидера оппозиции Левана Гачечиладзе и руководителя «Новых правых» Давида Гамкрелидзе с экс-главой МВД Кахой Таргамадзе правящее большинство припомнило оппозиционерам их небезупречное прошлое.

Так, брата оппозиционного депутата Миши Иашвили, который участвовал во встрече с Кахой Таргамадзе, назвали «ассоциирующимся с криминальным бизнесом». «Мы все хорошо помним, что этот человек продавал электроэнергию, когда население Грузии замерзало», - заявил депутат большинства и отметил, что после этого Миша Иашвили вместе с партнерами по бизнесу захватил в свои руки авиалинии и авиацию Грузии.

Давиду Гамкрелидзе, за которого во время внеочередных президентских выборов в начале 2008 года отдала голоса интеллектуальная элита, тоже припомнили, на какие деньги он живет. Ведь страховой бизнес Гамкрелидзе процветали именно тогда, когда Таргамадзе был министром. Ему указали на то, что он обирал граждан Грузии путем обязательного страхования автомашин исключительно в принадлежащей ему лично компании «Алдаги». А договоры были составлены так хитро, что компания практически никогда не выплачивала своим клиентам страховки.

Однофамилец бывшего главы внутренних дел Гиви Таргамадзе, возглавляющий парламентский комитет по обороне и безопасности, буквально шипел: лидеры оппозиции «плюнули в лицо обществу». В то время как власти предлагают диалог, указал он, эти люди в открытую встретились с «врагом страны» от которого они хотят получить деньги, сообщает GHN. Гиви Таргамадзе также обвинил своего однофамильца в том, что последний хочет-де деньгами, отобранными у убитых им людей, профинансировать еще одно возможное убийство. О каком убийстве речь - не ясно. Но факт налицо: в затянувшемся внутриполитическом конфликте политики скатились до обвинений в убийствах.

Каха Таргамадзе в долгу не остался. Сначала он воздерживался от каких-либо заявлений. Но на выходных его «прорвало». В воскресенье вечером в эфире Первого канала Общественного телевидения в передаче «Политическая неделя» экс-министр поведал детали недавней встречи с лидерами грузинской оппозиции. По его словам, они обменялись информацией «глобального масштаба». Экс-министр предупредил Левана Гачечиладзе, что ему грозит опасность, что нынешней осенью он может стать объектом «определенных действий».

При этом Каха Таргамадзе отметил, что в свое время на встрече в Израиле он информировал Бадри Патаркацишвили об опасности, угрожавшей Зурабу Жвания. Кстати, таинственная смерть Зураба Жвания, который, по официальной версии, задохнулся угарным газом из-за неисправного газообогревателя до сих пор не расследована. На смерть Зураба Жвания обещал пролить свет его однопартиец, занявший вслед за ним пост премьера, и нынешний оппозиционер Зураб Ногаидели. Но сенсационных откровений так и не дождались. На фоне внутриполитического кризиса эта тема вновь актуализировалась.

Опальный олигарх Бадри Патаркацишвили в свою очередь скончался в Лондоне в начале прошлого года от внезапного сердечного приступа. Каха Таргамадзе не уточнил, от кого исходила угроза жизни этим людям. Он лишь обмолвился, что она «существовала со стороны людей, которым вместе мешали Бадри и Жвания». Кто эти люди - пока еще предстоит узнать, возможно, позже. Всплыла и еще одна темная история - убийство грузинского журналиста Георгия Санная.

Сегодня ряд аналитиков утверждает, что «революция роз» якобы началась не в ноябре, и даже не в октябре 2003 года. Первым вестником перемен, всколыхнувшим все общество, было, как говорят, «бытовое убийство» летом 2001 года Георгия Саная, популярного ведущего телекомпании «Рустави-2». Тогда на площади состоялся крупномасштабный митинг с требованием расследовать это убийство. По городу ходили слухи, что у Санная была некая тайная запись, касающаяся нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Он якобы намеревался обнародовать ее в эфире, но поплатился за журналистское любопытство и несговорчивость жизнью.

По утверждению экс-министра Таргамадзе, в убийстве Георгия Саная должны были обвинить Зураба Жвания, даже пиарилась такая версия, но затем это было использовано против него самого. «Я владел оперативной информацией, встретился с Эроси Кицмаришвили и сказал, что против него и гендиректора Ники Табатадзе готовилась физическая расправа, что затем в этом должны были обвинить Каху Таргамадзе», - заявил бывший глава МВД.

Несмотря на казалось бы сенсационные откровения бывшего главы МВД, он фактически не пролил свет ни на одно громкое убийство. Довольно туманно прозвучали и его характеристики грузино-российских отношений. Каха Таргамадзе утверждает, что во время своего пребывания в министерском кресле, он спас Грузию от грузино-российской войны. Мол, история конфликта уходит в события 2002 года, когда Россия обвиняла Грузию в пособничестве чеченским боевикам. Как заявил Таргамадзе, появление в Панкисском ущелье отряда Гелаева вызвало большой резонанс в России и отношения между правительствами Грузии и России были серьезно напряжены.

«Тогда я поехал в Москву и провел серьезные переговоры по этому вопросу на разных уровнях. В результате огромных усилий удалось избежать грузино-российской войны в связи с чем, позже, меня объявили предателем. Также должен был быть оформлен рамочный договор, связанный с восстановлением территориальной целостности, однако партия «Союза граждан» (правящая при Шеварднадзе партия - ред.), и особенно ее молодежное крыло, пошли против этого соглашения», - заявил Таргамадзе и уточнил, что это были Жвания, Саакашвили, Барамидзе и др.

Идея о том, что «революция роз» была хорошо поставленным спектаклем и «седой лис», как зовут Шеварднадзе, сам привел к власти своих учеников, ныне весьма популярна в Грузии. Ну, а о том, что сложнее всего грузинам найти общий язык друг с другом - вообще слагают легенды.

«Моя отставка тогда была ошибкой, - заявил Каха Таргамадзе, - так как если бы я не ушел в отставку, мы бы смогли восстановить утерянные территории. Зураб Жвания ревновал и заявлял, что если Таргамадзе вернет потерянные территории, тогда у него появятся президентские амбиции. У меня таких амбиций никогда не было»...

Вот так и живет сегодняшняя Грузия: правящее большинство обвиняет во всех грехах оппозицию, в свою очередь последняя - также сыплет разоблачениями. Боюсь, что клубок разоблачений с криминальным подтекстом только начинает раскручиваться. Правда, при каждой новой порции компромата мучают сомнения - узнают ли избиратели когда-нибудь правду: кто и как приходил к власти, сколько грехов и даже жизней на совести у тех, кто ныне у власти или рвется к ней? А главное - кому все это сейчас нужно?