В ладу с собой

Тбилиси в ожидании американо-российской «перезагрузки»

Подготовка к встрече Дмитрия Медведева и Барака Обамы проходит на оптимистичной волне. 27 июня Россия и НАТО договорились о возобновлении сотрудничества в сфере безопасности. Военные связи между сторонами были приостановлены после августовских событий прошлого года в Южной Осетии. Накануне, ровно за неделю до визита американского президента, парламентарии России и США обсудили актуальные проблемы взаимоотношений. Встреча оказалась плодотворной. Как пишет Интернет-издание «Полит.ру», американские парламентарии признали некоторые ошибки США в оценке российско-грузинской войны и по вопросу ПРО.

Правда, больших ожиданий на предстоящий визит возлагать не следует. От этого на страницах издания «Время новостей» предостерегает влиятельный американский политолог Том Грэм: «Это только начало процесса. Не думаю, что сейчас США готовы делать такие конкретные шаги, какие хотят в Москве». По мнению политолога, самое главное сейчас - дать толчок процессу развития отношений.

Проблему Грузии Том Грэм затронул отдельно. На взгляд американского аналитика «невозможно разрядить напряжение вокруг этого вопроса в рамках самого вопроса. И задача каждой страны - не оптимизировать свои выгоды по каждому конкретному вопросу, а оптимизировать по совокупности российско-американских отношений». Да, он заявил, что США поддерживают не Саакашвили, а Грузию. Однако при этом Грэм подчеркивает: «Я исхожу из того, что мы достигнем единых позиций по СНВ. Новый договор создаст новый уровень доверия. Далее станет очевидно, что США поддерживают Грузию, но не лично Саакашвили. Мало-помалу атмосфера отношений станет другой, и тогда Москва взглянет на это по-другому, и мы найдем ситуации, которые удовлетворят США, Россию».

Да и американские конгрессмены, собственно говоря, не дают четких ответов на вопросы о том, каковы в новых условиях будут действия Белого дома. Как сообщает Интернет-издание «Полит.ру», на вопрос корреспондента о возможности отказа Соединенными Штатами от поддержки родоначальников двух цветных революций глава Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США Говард Берман отвечать не стал. Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Константин Косачев со своей стороны отметил, что времена меняются, но Берман, как и его предшественники Томас Лантос и Генри Хайд, является столь же жестким защитником интересов США, как и российские участники встречи, отстаивающие интересы своей страны. При этом Косачев утверждал, что российские депутаты-международники сотрудничали и Хайдом и с Лантосом.

Руководителям России и США предстоит решить действительно много вопросов - и о ядерном разоружении, и о безопасности, и об отмене поправки Джексона-Вэника, провести дискуссии по ПРО и по СНВ. Так что тема Грузии вряд ли будет приоритетной во время беседы Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Но и умолять значимость этого вопроса вряд ли стоит.

27 июня генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что Грузия не должна стать камнем преткновения в отношения с Россией. «Я не жду, что этот вопрос будет решен в ближайшее время, но я не рассматриваю эту проблему как камень преткновения», - цитирует Схеффера РИА Новости.

Официальный Тбилиси свято верит в то, что новая администрация США будет по-прежнему покровительствовать Грузии, как и прежняя. Как заявил журналистам член парламентского большинства Георгий Габашвили, «стилем США не является уступка интересов своих союзников и партнеров». Между тем, эксперты, в том числе и грузинские, полагают, что Грузии очень долгое время придется довольствоваться «утешительными призами» - Хартией о стратегическом партнерстве, подписанной под занавес эпохи Буша-младшего, и Советом Грузия-НАТО. К тому же альянс тоже занят «перезагрузкой» и новым партнерам с сомнительными достоинствами, к которым можно причислить Грузию и Украину, он уже предпочел одного старого - Францию.

Каковы будут реальные итоги встречи двух президентов? Здесь даже провидцы пасуют. Правда, результатов «перезагрузки» осталось ждать недолго. Между тем, и в Грузии возлагают определенную надежду на «перезагрузку» как в отношениях двух держав, так и в связях России и НАТО. По мнению эксперта Ираклия Сесиашвили, стабилизация отношений между альянсом и Россией, может дать больше результатов для разрешения конфликтов, сообщает GHN.

Официальный Тбилиси в этом вопросе также воздерживается от антироссийской риторики. Грузия приветствует возобновление сотрудничества между НАТО и Россией, заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов, правда, в своей интерпретации. «Я не считаю, что достигнутое между альянсом и Москвой соглашение указывает на то, что международные рычаги Грузии давления на Россию ослабли», - цитирует GHN Налбандова.

Между тем, грузинские эксперты полагают, что Грузия в случае реальной «перезагрузки» отношений Москвы и Вашингтона потеряет транзитную функцию для грузов НАТО. По информации российского издания «Коммерсант», Москва и Вашингтон работают над соглашением, согласно которому, Америка, возможно, получит разрешение на перевозку военных грузов в Афганистан через территорию России.

Председатель наблюдательного совета EST gate group Ираклий Иашвили, как сообщает грузинская радиостанция «Коммерсант», не исключает, что Америка активизировала переговоры с Россией о перевозке военных грузов в Афганистан из-за проблем на грузинской маршрутной линии. Представители «Грузинской железной дороги» категорически опровергают информацию Ираклия Иашвили и заявляют, что никогда не было проблем в перевозке грузов НАТО. Возможно, транзит грузов и будет содействовать оптимизации российско-американских отношений, в результате чего Москва и Вашингтон, согласно прогнозам экспертов, смогут договориться и по другим важным вопросам.

В любом случае, «перезагрузка» отношений между Россией и США началась. Об этом накануне заявил глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев в прямом эфире информационного телеканала «Вести». Без этой долгожданной «перезагрузки», по мнению грузинских экспертов, их стране грозила серьезная опасность стать разменной монетой в набирающем силу противостоянии двух держав на Кавказе.