В ладу с собой

Политические фобии грузинского истеблишмента

«Появление на одном из украинских интернет-сайтов моего интервью является провокацией. За последние пять лет я никому никакого интервью не давал. Опубликованный материал, якобы интервью, которое приписывается мне, является нечистоплотной выдумкой и бесстыдной ложью», - цитирует РБК со ссылкой на «Эхо Москвы» заявление Аслана Абашидзе.

В частности, в помещенном на украинском сайте интервью, звучит острая критика в адрес Михаила Саакашвили. Слова и впрямь резковаты, не очень свойственны опытному аппаратчику прошлых лет. Абашидзе заявляет, что «ни в политике, ни в быту никогда не позволял себе никаких оскорбительных высказываний, даже по отношению к врагам».

И несколько шокируют подробности убийства революционного премьера Зураба Жвания. В «интервью» говорилось, что «официальная версия гибели Зураба Жвании - неприкрытая ложь». «Есть показания свидетелей, которые могут подтвердить, что тело бывшего премьер-министра уже после его смерти доставили в ту злополучную квартиру с неисправной газовой печью... Жвания убивали долго, в присутствии Саакашвили пытали электрошокером, потом били по голове массивной пепельницей. И все это происходило в президентской резиденции «Шавнабада». Рауля Юсупова убили там же. Правда, его почти не мучили».

Откуда бы Аслану Ибрагимовичу знать такие подробности убийства первого премьера. Ведь тогда Абашидзе был уже далеко за пределами благословенной Грузии. Ведь он покинул Грузии практически сразу после «революции роз», в мае 2004 года. После победы молодых революционеров Абашидзе проявил неповиновение новым властям.

Саакашвили тогда не пропустили на территорию Аджарии. Молодой президент не скрывал, что не намерен мириться с потерей еще и этого региона. Сторонниками Абашидзе были взорваны мосты, связывающие Аджарию с Грузией. Аджария бурлила и стреляла, вновь разделившись на тех, кто «за» и тех, кто «против». В данном случае речь шла о судьбе региона, который во времена Шеварднадзе уже демонстрировал определенную независимость, отказываясь отсылать средства в центральный госбюджет.

Команде Саакашвили удалось положить конец обособлению Аджарии от центра. Причем тогда молодым революционерам удалось переиграть не только Аслана Абашидзе, но и убедить в чистоте помыслов жителей этого региона и даже северного соседа. Вместо военного вторжения в Аджарию, к которому готовились в Батуми, Тбилиси сделал ставку на очередную «революцию роз», то есть на мирное отстранение от власти аджарского руководства.

Уже в мае Абашидзе улетел в Москву. Вместе с тогдашним секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым, который как многие утверждают теперь, и уговорил главу Аджарии покинуть страну. Также как и экс-президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе новые власти дали Абашидзе гарантии неприкосновенности.

Однако вскоре против него было возбуждено уголовное дело. Обвиняли Абашидзе в злоупотреблении служебным положением и присвоении государственных средств в размере 99 миллионов лари (около 57 миллионов долларов). Затем заочно осудили его на 15 лет лишения свободы. Новые власти конфисковали все имущество, которое принадлежало Абашидзе и его семье - дома, дачи, ряд предприятий. По данным некоторых СМИ, это имущество оценивается примерно в 100 млн долларов.

Некоторые эксперты ныне утверждают, что «революция роз» в Аджарии вскружила голову молодому президенту. Именно поэтому он неоднократно старался повторить этот сценарий по отношению к Абхазии и Южной Осетии. Но поскольку проблемы там были гораздо сложнее и жители этих республик сразу же усмотрели шипы от роз, то дело дошло до прошлогодних августовских событий. Как знать, не будь бархатной революции в Аджарии, не случился бы и август 2008 года.

Но тогда буквально все - не только в Грузии, но и за ее пределами - верили в торжество демократии и попались на удочку словесных обещаний молодых политиков. Что вышло из всего этого - мы видим сегодня. Надо полагать, что расхлебывать все, что наворотили деятели «революции роз», придется не только нашим детям, но и внукам.

Вопрос, однако, в другом: почему на фоне политического затишья в Грузии имя Алсана Абашидзе вновь замаячило на ее политическом небосклоне. Помнится, в разгар весеннего противостояния власти уверяли, что это политики времен Шеварднадзе стараются взять реванш.

Сейчас в Тбилиси спокойно. Пожалуй, как никогда. И то ли испугавшись этой тишины, то ли в предчувствии новой бури, в грузинских СМИ сначала появился список лиц, якобы финансировавших оппозицию во время выступлений в апреле-июле этого года. Было там имя и Аслана Абашидзе. Потом появилось это поддельное интервью, которое, как выяснилось, оказалось чьим-то пиар-ходом.

Возможно, конечно, что это просто очередной раунд борьбы за имущество опального политика. В тот же день, когда в украинских СМИ появилось лже-интервью, грузинские СМИ сообщили о том, что Абашидзе пытается вернуть себе свою собственность в Грузии. Он прислал в Тбилиси своих адвокатов, которые встретились с представителями правительства, сообщает «Бизнес-Грузия» . Интересы Абашидзе защищают австрийские юристы, как представители более нейтральной страны, нежели Россия.

Как пишет одно из грузинских изданий, адвокаты уверены в победе. Властям придется заплатить не только кругленькую сумму но и, как настаивает Абашидзе, реабилитировать его. Речь не идет о его возврате на прежнюю должность, а лишь о восстановлении его прав на собственность и отмене решения грузинского суда об осуждении его на 15 лет лишения свободы.

Как сказал журналистам один из адвокатов Йоханес Юбер, Аслан Абашидзе внес иск в Страсбургский суд по правам человека несколько лет назад, однако, они считают, что это дело в большей степени политического характера, поэтому-то они и попытаются обсудить эти вопросы с правительством Грузии.

Возможно, появятся и другие версии по поводу причин нынешнего пиар-наскока на Аслана Абашидзе.

Приходится лишний раз убеждаться, что в грузинской политике - как, впрочем, и в любой другой, просто здесь все в более контрастных тонах - нет цельных по сути героев. У каждого здесь свои скелеты в шкафу. Геройство и пороки грузинской политэлиты сплелись в такой клубок противоречий, что затмили все добродетели всех прочих жителей страны и ввергли их в пучину кризисов и войн.