В ладу с собой

Мишико признал киргизскую Розу

Киргизский переворот всполошил грузин. Оппозиция заговорила о возможном повторении сценария в Грузии. Эксперты дружно осудили намеки президента России Дмитрия Медведева, который пророчил всем властям, теряющим контакт с народом, судьбу бакиевского клана. «Если народ недоволен властью, а власть не принимает необходимые меры для решения их проблем, тем более, когда власть теряет контакт с общественностью, в таком случае киргизский сценарий может повториться в любой стране», - сказал он.

В Тбилиси сразу восприняли слова Медведева на свой счет. Об этом прямо заявил эксперт Мамука Арешидзе, посоветовав властям не доводить народ до предела и провести как можно более свободные выборы. Один из лидеров парламентской оппозиционной партии «Христиан-демократическое движение Грузии» Леван Вепхвадзе счел высказывание Медведева признанием соучастия России в киргизских событиях. А Сосо Цискаришвили посоветовал Медведеву подумать о собственном имидже в глазах россиян.

Официальный Тбилиси осторожно выжидал, не решаясь сделать ставку ни на новую, ни на старую власть в Киргизии.

Но в выходные дни курс Грузии определился, и президент Михаил Саакашвили вышел на связь по телефону с Розой Отунбаевой. Это не значит, что раньше ему было некогда. Напротив, гуманитарный груз был отправлен в Киргизию в первые же дни беспорядков.

Просто в конце минувшей недели Бакиев, если полагаться на распространенные в Интернете заявления, отказался от власти. А глава временного правительства Киргизии успела заверить американцев в продлении договора аренды ими Центра транзитных перевозок (ЦТП) в аэропорту «Манас».

Многие эксперты - и американские, и российские - именно «Манас» называли главной причиной, по которой Россия поддержала оппозицию Бакиева. Ранее в обмен на ликвидацию базы Москва пообещала предоставить Киргизии безвозмездный грант на сумму 150 млн долларов и льготный кредит еще на 300 млн долларов, а также списать долг в размере 180 млн долларов. Кроме того, разрабатывался совместный инвестиционный проект строительства каскада Камабаратинских ГЭС.

Бакиев нарушил обещание и вместо ликвидации базы трансформировал ее в ЦТП. Кредиты и проекты сразу были заморожены. Оппозиционеры удостоились аудиенции у российских чиновников, а российские СМИ писали о грехах клана Бакиева.

Беспорядки 6 апреля стали, казалось бы, логическим продолжением поддержки киргизской оппозиции со стороны Москвы.

Однако в таком случае от временного правительства Отунбаевой следовало бы ожидать, что «Манасу» укажут на дверь. Вместо этого новые власти в Бишкеке решили оставить базу. Они сослались на отсутствие парламента, который должен был в июле этого года голосовать за продление или прекращение договора с американскими военными. Поскольку до осени законодательный орган не будет сформирован, база «автоматически» останется на киргизской земле.

Вот после этого-то заявления по базе грузинский президент Михаил Саакашвили, наконец-то, признал Отунбаеву «за свою». Все-таки они вместе в ноябре 2003 года совершали грузинскую «революцию роз». По словам политолога Сергея Михеева, киргизская революционерка находилась в то время в Грузии по линии Freedom House и ряда других американских организаций. Другие члены нового киргизского правительства - также политики прозападных взглядов.

Вместе с тем, Отунбаева - это некий прообраз Нино Бурджанадзе, которая вместе с Зурабом Жвания дополняла «революционную тройку» в Тбилиси, а потом возглавила оппозиционное «Демократическое движение Единая Грузия». Киргизская Роза в свое время также помогала Бакиеву совершать свою цветную - «тюльпановую» - революцию, а потом ушла в оппозицию к новому лидеру.

Саакашвили, как и Бакиев, также во многом не оправдал надежд революционеров. Наряду с такими достижениями, как искоренение мелкой коррупции и сближение с ЕС, Грузия при нынешнем президенте откатилась назад в сфере свободы СМИ, местное самоуправление подавила властная вертикаль. Экономика оказалась приватизирована близкими к президенту людьми и переживает далеко не лучшие времена из-за кризиса и разорванных отношений с Россией. А главное - страна на долгие годы, если не навсегда, потеряла Абхазию и Южную Осетию в результате неоправданной агрессии в августе 2008 года.

Все это создает предпосылки для революционных настроений, которые при поддержке извне могут закончиться новой революцией. Как считает Губаз Саникидзе, лидер ни с кем не объединяющегося «Национального форума», в Киргизии была такая же ситуация, в какой сейчас находится Грузия.

«Приближается финал этой власти. Надо заставить ее назначить досрочные президентские и парламентские выборы. Уже ничего не спасет Саакашвили», - цитирует его интернет-издание «Взгляд».

Если оценки киргизских событий от евразиста Валерия Коровина хоть отчасти верны, то помочь Саакашвили повторить путь Бакиева могут даже те, кто раньше соросовскими усилиями вознес его на вершины власти. Не справился с построением успешной демократии - найдут другого. В пользу этой версии говорят сообщения о погромах домов русских людей и рейдерских захватах принадлежащей россиянам собственности в Киргизии после прихода к власти нового правительства.

Если же верны предположения профессора Военного колледжа армии США Стивена Бланка и других американских экспертов о причастности России, то поводов бояться у Саакашвили еще больше. На обитателей Белого дома он может влиять хотя бы с помощью лоббистских фирм. А вот позиция Москвы в отношении него малоутешительна и неизменна.

Фото: Report.kg