В ладу с собой

Грузия подыгрывает России

Грузия является членом ВТО и обладает правом «вето» на прием новых членов, если они не урегулировали с ней торговые вопросы. И на сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления в ВТО России.

Так что-же хочет грузинское руководство от нас? Не больше и не меньше - совместного контроля за таможенно-пропускными пунктами в Абхазии и Южной Осетии, а также разрешения проблем в вопросе эмбарго на грузинскую продукцию.

В Тбилиси полагают, что без согласия Грузии Россия не сможет присоединиться к торговой организации. Но, надо отметить, что Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

Грузины прекрасно понимают, что Россия для них - основной рынок, а другие еще надо осваивать, с довольно призрачными перспективами успеха. Уже сейчас можно сказать, что по неофициальным данным, косвенный ущерб превысил 300 миллионов американских долларов. Так что возвращение грузинской продукции на российский рынок - один из самых важных вопросов.

Однако, дело не в Грузии, как бы она не старалась показать свою значимость, а в той выгоде, которую Россия хотела бы получить, состоя в этой организации. Из 156 секторов услуг Россия хочет ужесточить требования по 150. Одним из немногих секторов, где Россия не намерена увеличивать количество требований, является страхование. По действующему законодательству, доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составлять не более 15 %. Что касается других секторов по услугам, Россия, в частности, планирует отстаивать долю иностранного участия в уставном капитале российских банков на уровне 25 %, в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг - до 75 %. Требования ВТО учтены в законах о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах, о валютном, техническом регулировании, а также в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и в Таможенном кодексе РФ. Российское законодательство сегодня практически соответствует всем требованиям торговой организации.

Впрочем, Грузия может хорошо, как это не парадоксально, подыграть России на пути в ВТО. У России нет никаких стимулов экономического характера для вступления в эту организацию. В наследство от СССР достались благоприятные условия для осуществления внешней торговли - Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле практически со всеми основными партнерами входящими в ряды ВТО. Более того, после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС), РНБ распространяется автоматически на все 15 стран-членов ЕС. Структура текущего российского экспорта весьма специфична - основная экспортная статья - сырье, топливно-энергетические товары, и она не является предметом регулирования ВТО, на неё не распространяются какие-либо ограничения, рестрикции со стороны ВТО. С одной стороны, Россия продает сырье и оружие, причем, несмотря на то, что оружия продается достаточно мало, его экспорт имеет существенное значение для технологии защитных производств. С другой стороны, России будет иметь смысл вступать в том случае, если страна станет экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности, а ведь именно такие цели и ставятся сейчас.

Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. Так как в силу структуры нашей экономики мы особо ничего не теряем, то и торопиться, идти на какие-то неоправданные жертвы нам не обязательно. Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих: непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи. Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО. Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и не дискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности. Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и изменению структуры российского экспорта.

Впрочем, высокий политический смысл высказываний, нисколько не убеждает читателя в правоте сказанного. Поэтому обратимся к цифрам. Это то, что должно быть каждый день на столе - еда. Плодородность наших земель в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях Европе, Америке, Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, что может представлять опасность для продовольственной безопасности страны. Так например, Австралия выставила условием вступления России в ВТО неповышение субсидии для сельского хозяйства. Ведущие страны, интенсивно развивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%; в Германии - 93%; в Италии - 78%; даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это при том, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6 - 8 раз. В России же средняя природная продуктивность гектара пашни, ее биоклиматический потенциал в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. Вследствие климатических и прочих условий сельскохозяйственного производства, в России его энергоемкость в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость - в 5 раз. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов. Если Америка надежно защищена сверхвысокими налогами от вхождения на свой аграрный рынок импортной продукции, то у нас средние импортные пошлины на продовольствие - порядка 18%. Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите.

Так что не следует серьезно относиться к грузинским заявлениям - не пущу Россию в ВТО. Будет команда из Вашингтона и президент Грузии станцует лезгинку даже в женской партии.