В ладу с собой

Запущенная болезнь грузинской власти

Выход был найден - достаточно изменить Конституцию страны. Это и обеспечит Саакашвили власть и легитимность. Сказано - сделано. Государственная конституционная комиссия, созданная год назад по указу президента Грузии, утвердила проект новой конституции страны. Если этот документ утвердит и парламент, то все основные функции президента перейдут в руки премьер-министра, избираемого парламентским большинством. А на это Саакашвили и рассчитывает.

По результатам досрочных парламентских выборов в мае 2008 года правящая партия "Единое национальное движение" получила 119 из 150 мандатов. Для того, чтобы внести изменения в Конституцию, согласно грузинскому законодательству, необходимы голоса по меньшей мере двух третей от общего числа депутатов. Если так, то Саакашвили располагает необходимой поддержкой.

Говоря о конституционной реформе, грузинский президент заявил, что базисный проект новой конституции, который подготовлен конституционной комиссией, был одобрен Советом Европы и прошедшей 15-16 июля в Берлине конференцией, которая была проведена при содействии Организации технического сотрудничества Германии. Интересно, что Комиссию созвали через два дня после окончания международной конференции в Берлине, скорее всего, чтобы парламент успел перед уходом на каникулы вынести поправки на всенародное обсуждение.

Значит, уже в сентябре или октябре поправки к Конституции могут быть приняты. Картина любопытная - пятьдесят членов Комиссии в течении года лепят Конституцию, затем везут её в Европу на «одобрямс», представляют документ на быстрое утверждение парламента, а уж затем представляют народу. И это в инертном августе, когда население меньше всего думает о политике. Ловко, но по шулерски. А когда оппозиция и обыватели поймут, что их облапошили, им скажут, а где вы раньше были?

Если эта операция пройдет, то все основные нынешние функции президента перейдут в руки премьер-министра, которого, в свою очередь, будет избирать парламентское большинство, и это поможет Михаилу Саакашвили остаться у власти после окончания его президентского срока. Фактически, садясь в кресло премьер-министра, он становится главой страны, получает право определять внешнюю и внутреннюю политику страны. За президентом же остаются некоторые из его сегодняшних номинальных функций.

Да, президент по-прежнему будет считаться главным военачальником и представителем Грузии за рубежом. Но полномочия президента значительно сужаются, хотя бы за счет того, что ни один существенный документ, выпущенный президентом, не будет иметь силы, пока под ним свою подпись не поставит и премьер-министр.

Президент, как и сейчас, будет выбираться населением страны. Премьер-министр же будет выбираться из парламентского большинства. Глава правительства и его министры будут подотчетны теперь только парламенту. Сомнений же в том, что пропрезидентское парламентское большинство утвердит вариант Конституции в том виде, каком он желателен для Саакашвили, никаких нет. А мнение народа будет представлено выборочно, по принципу - « здесь слышу, здесь нет»

Кроме того, конституционный слалом позволяет вести тонкую игру с оппозицией. Идея проста - что вы пристали к президенту? Он хочет больше демократии, больше народовластия, поэтому и пошел на изменения Основного закона. Вот, выступите с новой идеологией, покажите народу свою силу, получите в парламенте большинство и ставьте своего премьера. Заманчиво.

Действительно, с принятием новой Конституции, урезающей президентские полномочия, парламент одновременно подыграет тем оппозиционным силам, которые будущее Грузии связывают с парламентаризмом. В частности, влиятельная Республиканская партия методично выступает за парламентскую модель государственного обустройства едва ли не со дня обретения страной независимости. В последнее время ее критические выступления на этот счет приобрели особую актуальность: Грузия не приспособлена быть президентской республикой, учитывая какими бедами обернулось правление Звиада Гамсахурдиа, Эдуарда Шеварнадзе, Михаила Саакашвили.

Двадцатилетний опыт трех президентов республиканцы и их единомышленники считают достаточным злом для Грузии, доказывающим необходимость перехода к парламентской модели. Однако сегодня эта их идея, похоже, превратилась в западню для всего оппозиционного спектра. Власти вроде бы считаются с их видением государственного обустройства Грузии, но при этом в очередной раз переигрывают на внутриполитической арене, оставляя Саакашвили фактическим главой государства и на его постпрезидентский период.

А если говорить о народе, то лишь 26 процентов опрошенных граждан Грузии хотели бы видеть Михаила Саакашвили на посту премьер-министра после 2013 года, когда у него истекут президентские полномочия.

Тем не менее, оппозиция готовится дать президенту бой. Радикальная оппозиция потребовала отставки президента и парламента и организацию в стране досрочных выборов, после которых можно будет принять и новую конституцию. Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе пообещала, что не даст господину Саакашвили "изменить конституцию под себя".

Более умеренная оппозиция, в том числе партия "Свободные демократы" во главе с экс-послом Грузии в ООН Ираклием Аласанией, потребовала вынести проект конституции на всенародный референдум. "Такие вопросы должен решать весь народ, а не узкая группа людей",- сказал один из лидеров "Свободных демократов" Виктор Долидзе.

А другой соратник господина Аласании Александр Петриашвили отметил , что оппозиция надеется на поддержку Запада: "Мы предвидели попытки узурпации власти со стороны Михаила Саакашвили в форме изменения конституции и ставили вопрос перед госсекретарем США Хиллари Клинтон".

Впрочем, на требования оппонентов господин Саакашвили ответил весьма жестко. "Сколько бы они ни прыгали, новую конституцию все равно примет именно действующий парламент,- заявил он.

Вот вам и демократия. Диктатор всегда покажет клыки, если его власти угрожают.

Грузинская власть больна. Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить. А вот лекарей в Грузии нет. Пока.