В ладу с собой

Долгая дорога в НАТО...

Президент Польши Лех Качиньский, который всегда активно лоббировал вступление Украины и Грузии в альянс, оказался замешан в скандальную историю.

Напомним, 22 ноября президенты Грузии и Польши вознамерились проехать в контролируемый российскими войсками Ахалгори. И, якобы, попали под обстрел. После возвращения Лех Качиньский попытался раскрутить скандал. Польский президент даже отправил письмо председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу.

«Некоторые страны альянса идут против европейских интересов, противясь вступления Грузии и Украины в НАТО, - поведал Европе глава Польши. - Сложившаяся в Грузии ситуация станет для ЕС экзаменом. Сможет ли Европа остановить возрождающийся русский империализм, который, как учит история, никогда не удовлетворяется уступками».

Жозе Мануэль Баррозу даже не успел ответить. Качиньского взял в оборот премьер-министр Польши Дональд Туск. Он начал срочное расследование, чтобы выяснить, что именно произошло во время поездки Качиньского в Грузию. И подключил к делу Агентство внутренней безопасности (АВБ). Оно через три дня вынесло следующий вердикт: «Выстрелы вблизи автомобиля президентов Польши и Грузии были грузинской провокацией».

На Качиньского со всех сторон посыпались шишки. Дональд Туск заявил, что президент чуть не подставил всю Польшу.

Первым делом премьер уволил шефа охраны президента Кшиштофа Ольшовца. Несмотря на протесты самого Качиньского. Тот оскорбился, заявив, что он вообще не нуждается в защите. Не тут-то было. Бюро охраны правительства, под опеку которого передали президента, сообщило, что закон «обязывает охранять должностных лиц и не предусматривает возможности отмены подобных мер».

В Чехии ситуация обратная. Там президент страны Вацлав Клаус пытается утихомирить премьера Мирека Тополанека. Премьер с самого начала был одним из главных сторонников размещения американского ПРО в Чехии. После августа его политическое кредо пополнилось немедленным принятием Грузии в альянс. Дабы окружить империю зла «поясом демократий». Продвигая эту идею, Тополанек уже четвертый месяц ищет русские военные формирования в пригородах Праги.

«Я не хочу, чтобы в Чехии стояли русские ядерные ракеты, - твердо заявил премьер. - Я хочу видеть солдат США - государства, которое помогло нам избавиться от рабского наследия. Старый русский империализм набирает силу. Для меня неприемлемо быть премьер-министром страны, которая пойдет у него на поводу».

Президент воспринимает ситуацию в совершенно ином свете.

«Меня удручает нежелание видеть реальность такой, какая она есть, - сказал он. - Я не могу плыть на модной волне рассуждений про золотую Грузию и злую Россию. Это упрощенное понимание мира. Россия получила твердое оправдание своих действий. Нападение Грузии на Южную Осетию и бойню гражданского населения в регионе».

Эта словесная перепалка усилила постоянные разногласия президента с премьером по вопросам расширения НАТО, евроинтеграции, ПРО и российско-грузинского конфликта. Итогом стала недавняя угроза главы государства выйти из правящей партии гражданских демократов. Если это осуществится, Чехии станет уже не до Грузии. Правительственный кризис стране будет обеспечен. И не факт, что Тополанек как политик его переживет. В случае раскола партии гражданских демократов на обширную поддержку он может не рассчитывать. Президент значительно более популярен.

Единственно, кто может порадовать Грузию, - это Эстония. Среди политических сил страны фактически нет противников расширения альянса. На этом фоне страсти вокруг возможной русской оккупации дошли до предела. Министр обороны Яак Аавиксоо принялся пугать жителей Сибирью. По его словам, военная операция России в Грузии показала, что в Эстонии надо срочно развивать оборону.

«Если мы этого не сделаем, то будет поздно, - воззвал министр. - 20 процентов эстонского народа отправят в Сибирь или уничтожат»!

Неясная ситуация сложилась в Латвии, которая, похоже, передумала принимать Грузию и Украину в НАТО. По неофициальной информации, к началу встречи глав МИД альянса в Брюсселе внешняя политика страны изменилась. Ранее Латвия активно лоббировала присоединение Грузии и Украины к Планам действий по членству в альянсе. А теперь начала склоняться к мнению, что для этого еще слишком рано. Местные газеты решили, что это связано с неоднозначной позицией нового президента США Барака Обамы по этому вопросу.

Кстати говоря, накануне госсекретарь США Кондолиза Райс на пресс-конференции заявила, что Штаты не будут «срезать углы» для скорейшего принятия в альянс новых стран и что «Грузии и Украине предстоит пройти долгий путь».

То есть ПДЧ претенденты в ближайшее время не получат. И многие это осознают.

В интервью «Коммерсанту» глава украинского фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив отметил: "На апрельском саммите НАТО в Бухаресте перед Украиной были поставлены две задачи: достичь единства украинской элиты и консенсуса в обществе по вопросу интеграции в альянс. К сожалению, обе проблемы остаются актуальными»

Еще меньше оптимизма в высказываниях грузинских политологов.

«ПДЧ для Грузии завернут в прочный пакет - поделился своим прогнозом с газетой «Резонанс» один из них, Сосо Цискаришвили. - И положат его на такую высокую полку, что до нее не дотянется и наш рослый президент».

Экс-посол Грузии в России Зураб Абашидзе в интервью сайту «Время новостей» был более обстоятелен: «Для Тбилиси было бы желательно получить от Запада ясный ответ по поводу интеграции. Если ПДЧ заменят углубленным диалогом, а потом еще более углубленным, то это может растянуться на десятилетия. Если вступление в НАТО для Грузии - отдаленная и туманная перспектива, то надо решить, какую конфигурацию безопасности выбрать. В НАТО мы будем или вне НАТО, надо добиться нормального сосуществования с Россией».

«Нам не ПДЧ нужен, а членство в НАТО для гарантий безопасности, - сказал на днях Михаил Саакашвили. - Придумают иной механизм - хорошо».

Если рассматривать возможности для получения ПДЧ в перспективе, то у Грузии, видимо, шансов больше, чем у Украины. На референдуме по вопросу вступления в НАТО восемьдесят процентов населения Грузии высказались «за». На Украине референдум не проводился, но по опросам общественного мнения свою родину в альянсе хотят видеть менее половины граждан.

Словом, рассчитывать на то, что нынешняя встреча глав МИД стран НАТО даст четкий ответ на вопрос, принимать Грузию и Украину в альянс или нет, - не приходится.

Сергей Чайкин,

Артем Горбунов