В ладу с собой

Вашадзе подставил Тбилиси под международный скандал

Напомним, что Вашадзе достаточно нервно отреагировал на факт подписания главами Армении и России договора о продлении срока нахождения российского военного контингента на базе в Гюмри. По его словам, увеличение количества российских военных баз на Южном Кавказе представляет большую угрозу для Грузии, Азербайджана и суверенитета Армении. "Эта военная база никому не дает возможности для стабильности, безопасности и сотрудничества. Одновременно эта база и не создает благополучного условия для разрешения цивилизованным и мирным путем существующих на Южном Кавказе проблем. Единственной целью российской военной базы является увеличение напряженности в регионе. Продление срока пребывания этой военной базы в Армении на 24 года и изменение ее функции является большой угрозой для региона", - так сформулировал свои опасения глава грузинского внешнеполитического ведомства.

Люди, хоть чуточку разбирающиеся в политическом устройстве Южного Кавказа, услышав это заявление Вашадзе, поняли, что ни про какую заботу о безопасности региона в нем речи не шло. Очевидно, что все помыслы главы МИД в момент словоизлияния были связаны с желанием подпустить очередную шпильку в адрес России. Впрочем, вряд ли здесь стоит говорить о личных взглядах господина министра: право на их выражение, он, как и любой другой представитель официального Тбилиси, давно потерял.

Как считает председатель общественного движения "Многонациональная Грузия" Арнольд Степанян, Вашадзе сам по себе вряд ли бы сделал такое заявление. По его словам, договор о продлении срока дислокации российской военной базы в Армении, а особенно усиление её функций вызывают большое беспокойство среди политической элиты Грузии. "Таким образом был выражен общий подход Грузии к этой ситуации. В связи с этим вряд ли приходится говорить о том, что кто-то из представителей высшего эшелона власти будет пытаться смягчить его высказывание", - сказал Степанян в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.

По мнению главы "Многонациональной Грузии", власти Армении могли бы предотвратить выпад Вашадзе, если бы сразу после встречи Медведева и Саркисяна со стороны Еревана прозвучало официальное сообщение о полной безопасности базы в Гюмри для Тбилиси. Впрочем, даже если бы это сообщение было напечатано на листовках и расклеено по стенам грузинского МИДа, вряд ли удалось бы предотвратить истерику его руководителя. По словам того же Степаняна, тенденция вмешательства в дела других государств является приоритетной во внешней политике режима Саакашвили. "Наши власти затрагивают не только Армению, но даже те государства, которые не имеют никакого отношения к Грузии и находятся на другом полушарии", - подчеркнул он.

Разумеется, такая бесцеремонность даром не пройдет. Главный редактор газеты армян России "Еркрамас" Тигран Тавадьян считает, что отношения между Арменией и Грузией могут серьезно ухудшиться: "Я не думаю, что это внешне отразится на отношениях официальных структур. Однако стоит ожидать весьма ощутимого похолодания в диалоге между государствами на уровне политических сил и общественных организаций. Впрочем, на это повлияет не только заявление Вашадзе. Чего стоит одна только ситуация с закрытием армянских школ, которое происходит по указанию министерства образования Грузии".

Впрочем, что касается заявления Вашадзе, то всю его абсурдность в Тбилиси уже начинают потихоньку осознавать. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что грузинские власти до сих пор не выдали официальной реакции на ситуацию, особенно накалившуюся после разговора главы МИД Грузии с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. Такая молчаливость совсем непохожа на традиционное поведение политиков этой страны, обычно бурно реагирующих на каждый чих своего патрона и основного генератора идей - Михаила Саакашвили. Судя по всему, разговор между армянским и грузинским министрами иностранных дел шел на весьма повышенных тонах, и сейчас дипломаты Сакартвело тщательно обсуждают каждую букву в посвященном ему заявлении, чтобы в очередной раз не ляпнуть чего-нибудь лишнего.

Отметим также, что слова о безопасности региона весьма приобретают весьма противоречивое значение в устах человека, чей начальник развязал кровавую агрессию против Южной Осетии и постоянно занимается перевооружением армии, в то время как его страна стоит на грани экономической катастрофы и голода. Впрочем, скорее всего грузинские власти беспокоятся вовсе не о безопасности, а о снижении "опасности" собственной страны. База в Гюмри вкупе вместе с российскими контингентами на территории Южной Осетии и Абхазии играет роль весьма крепкого ремня, который в случае очередной провокации может больно ударить хулиганистого грузинского "сорванца" по нежным местам.