В ладу с собой

Кто в Грузии хочет в НАТО?

Столь непопулярной ранее в Грузии позиции уже несколько лет придерживается лидер политического объединения «Имеди» Ирина Саришвили. Прежде она возглавляла благотворительный фонд имени Игоря Гиоргадзе (бывший глава КГБ, обвиненный в пособничестве России), так что предложение не вступать в альянс воспринималось в Тбилиси из разряда «баба-яга против».

В беседе с нашим корреспондентом Ирина Саришвили отметила: «Размещению натовских баз противоречит геополитическое расположение нашей страны, история. Единственное спасение для нас - нейтралитет. Причем, после августовских событий он более актуален, чем ранее. В Абхазии и Южной Осетии - российские базы, если на другой территории страны будут базы НАТО - мы превратимся в полигон».

Она не исключает, что даже после отказа в предоставлении Грузии ПДЧ определенные силы могут использовать это в своих интересах. Например, подписать соглашение о размещение вооруженных сил третьих стран без присоединения страны к альянсу. В Черном море у берегов Грузии, отмечает Саришвили, по-прежнему находятся американские корабли. Они доставили гуманитарный груз, но почему остаются там и по сей день? Собеседница досадует, что все же в рядах оппозиции идея нейтралитета непопулярна.

Тем не менее, политическое движение «Имеди» теперь уже отнюдь не единственное, которое стоит на антинатовской позиции.

Так, на прошлой неделе лидер лейбористов Шалва Нателашвили объявил, что его партия против вступления Грузии в Североатлатнтический блок:

«Все активные попытки, которые предпринимала Грузия для интеграции в альянс в течение последних лет, повлекли за собой разрушительные последствия. Грузия должна развиваться как независимое государство без членства в каких-либо военных блоках. Только это спасет Грузию. В противном случае мы будем военной ареной между сверхгосударствами и никогда не станем независимыми».

Его соратник Каха Дзагания пояснил в беседе с нашим корреспондентом: «Мы против вступления не только в НАТО, но и в любую другую военную организацию. Мы - за сотрудничество и с Вашингтоном, и с Россией, в том числе и в военной сфере. Но, повторяю, Грузия не должна входить в какие-либо военные блоки».

Любопытно, что лейбористы еще в начале года вроде бы поддерживали идею вступления в альянс. «Мы тогда, - возражает Каха Дзагания, - входили в блок Объединенной оппозиции. Был подписан общий меморандум, где значился и такой пункт. На деле же мы всегда были противниками вступления в НАТО. В том числе и по этой причине власти так часто обвиняли нас в сотрудничестве с Кремлем».

И самое интересное. Лейбористы, прослывшие «гордыми одиночками», по собственной инициативе взялись подготовить меморандум с требованием отставки Саакашвили и выражают надежду, что оппозиция проявит в этом вопросе единство. Документ будет готов на днях.

Скорее всего, эта надежда оправдается. Ведь за отставку действующего президента выступают буквально все противники режима Саакашвили. Но вот в вопросе с НАТО такого единения нет. К примеру, республиканцы и «Новые правые», которые намерены создать мощный тандем и ведут переговоры о совместных действиях с политическими тяжеловесами Нино Бурджанадзе и Ираклием Аласания, отмечают: интеграция Грузии в НАТО - это наиболее надежный путь к обеспечению безопасности и целостности страны.

То же самое твердят и власти. Только что еще раз напомнил об этом новый глава МИД Григол Вашадзе: «Стратегические направления внешней политики Грузии остаются без изменений». Он назвал абсолютным успехом для Грузии последний министериал альянса, подчеркнув, что «мы вышли из процедурного казуистического тупика...»

Политолог Рамаз Климиашвили с такой оценкой не согласен. Он, напротив, убежден, что Грузию в НАТО решено не принимать. «Почему? Под давлением ли России - это уже другая тема, - говорит Климиашвили. - Но тема закрыта». И далее: с приходом к власти Обамы эта тема просто больше не будет обсуждаться.

Политолог также исключает подписание соглашения о размещении на территории страны американских радаров или баз. А вообще, по его мнению, с отдалением Грузии от НАТО будут улучшаться ее отношения с Россией.

Но как же быть с результатами январского референдума о вступлении страны в альянс, когда свое согласие выразили более 70 процентов участников.

«Потому-то, - комментирует тот же политолог Климиашвили, - оппозиционные партии пока не спешат отказываться от пронатовского курса. Понадобится время, чтобы разъяснить людям, почему все-таки это не лучший вариант». Кроме того, замечает Климиашвили, перед референдумом хорошо поработали западные социологи и психологи. Вопрос был сформулирован так, что подавляющее большинство могло ответить только однозначно. «Если сейчас, - убежден политолог, - повторить это мероприятие, поставив вопрос следующим образом: «Считаете ли вы, что вступление в НАТО гарантирует безопасность?», - результаты будут совсем другие».

Во время августовских событий не раз приходилось слышать: если бы Грузия уже состояла в НАТО, то и войны не было бы. Так это или нет, остается только гадать. Точно то же и сейчас, спустя четыре месяца: способен ли Североатлантический альянс гарантировать безопасность?

Военный эксперт Каха Кацитадзе - убежденный сторонник вступления в блок. Грузия, считает он, от этого больше выиграет, чем проиграет:

- Да, НАТО не будет выступать гарантом безопасности, гарантом восстановления целостности нашей страны. Не поможет жить в одном государстве, если на то не будет воля осетин и абхазов. Зачем тогда вступать? А затем, чтобы открыть двери в «привилегированный клуб». И выполнение всех необходимых условий, проведение требующихся реформ гарантировало бы европейский, стабильный курс развития. Но, будучи сторонником вступления в альянс, я всегда подчеркивал, что нельзя выбранный курс рассматривать в контексте антироссийской политики. Правительство Саакашвили строило политику именно на этом. Все делалось назло России.

Отказ предоставить ПДЧ, по мнению эксперта, лишний раз убеждает, что правительство себя дискредитировало. Власти ведут себя как второгодники - обещая наверстать когда-нибудь, в отдаленном будущем упущенное.

Кстати говоря, Кацитадзе согласен с тем, что после августовских событий сторонников вступления в альянс среди рядовых граждан стало гораздо меньше. «Настрой общества по этому вопросу напоминает брожение молодого вина. Время покажет - получится вино или уксус, - отмечает он. - С уходом Саакашвили политические дискуссии по вступлению Грузии в альянс будут продолжены, но будут проходить конструктивно и цивилизованно, без антироссийской истерии».

Ирина Пташковская