В ладу с собой

Тбилиси может не стучать: двери в ЕС закрыты


В СМИ распространилась информация о письме, в котором указано, что расширения Евросоюза за счет восточных соседей в течение десяти ближайших лет ждать не стоит. Письмо подписано министрами иностранных дел Польши и Швеции, Радославом Сикорским и Карлом Бильдтом, и адресовано главе дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и комиссару ЕС по вопросам расширения Штефану Фюле.

Совместное письмо было отправлено в ответ на вопросник, подготовленный Еврокомиссией в июле этого года относительно оценки эффективности европейской политики соседства.

По сути, это концепция взаимоотношений Евросоюза с восточными соседями на обозримую перспективу. Узаконена она будет сегодня, 25 октября, на заседании совета министров иностранных дел стран ЕС.

Как и принято в европейской дипломатии, страны, которым предлагается теперь почти вечное соседство с Евросоюзом, получили поощрительный приз. Шведский и польский министры в письме отмечают, что ЕС должен предоставить "перспективу расширения" шести восточных соседей. При этом они отметили, что для получения членства в Евросоюзе шесть стран должны принять европейские правила и создать законодательство, соответствующее европейскому, а также продвигаться к созданию зоны свободной торговли и введению безвизового режима, принимать участие в других европейских проектах (сотрудничество в военной, правоохранительной и миграционной сферах).

В связи с планом "перспективы расширения" министры призвали к проведению саммита, запланированному на 26 мая в Будапеште, с участием стран-членов «Восточного партнерства» и созданию специальной программы для соседей.

По иронии судьбы, авторами концепции ограничения выступили те страны, которые обычно благосклонны к "новым демократиям" и, в частности, к Грузии. На самом же деле никаких существенных изменений в политике Евросоюза не произошло. В июне 2003 года была официально утверждена "Концепция расширенной Европы", которая фактически констатировала наличие географических границ Европейского союза. Уже из этой концепции следует, что расширения не планируется. Просто после 2003 года произошло много событий, в том числе и яркая революция в Грузии. И новые лидеры делали себе карьеру на заявлениях о неминуемости вступления страны в объединенную Европу в самом ближайшем будущем. Прошло время политического пиара тех или иных лидеров, и испуганным европейским чиновникам пришлось ставить точку в вопросе расширения Евросоюза еще раз. И, тем не менее, для Грузии есть и хорошая новость. ЕС отдельно выделил шесть стран, с которыми «Восточное партнерство» будет развиваться особенно активно. В эту шестерку вошли только постсоветские республики и не попала Турция. Впрочем, предложение навечно остаться задворками Европы не должно излишне радовать Грузию, а вместе с ней и еще два закавказских государства. Эта политика превращает их в буферную зону между успешным Западом и опасным Востоком. И миссия кавказских государств в таком случае заключается только в одном - тормозить на себе миграционные потоки, наркотрафик, международную преступность на подступах к Европе. Не самая почетная работа. Официальный Тбилиси похоже давно не испытывает иллюзий по поводу скорой перспективы членства в Евросоюзе. Но, по мнению политолога Рамаза Сакварелидзе, европейский вектор Тбилиси вряд ли претерпит изменения после решения ЕС о политике "закрытых дверей".

"Не думаю, что могут быть какие-то изменения. Вопрос о членстве Грузии в ЕС не стоял. Эта ситуация похожа на ту, которая возникла в наших отношениях с НАТО. Грузия не сможет вступить в военный блок в обозримом будущем, но контакты сохраняются. Можно ожидать, что сотрудничество с Евросоюзом станет более интенсивным по тем или иным направлениям" - сказал политолог Рамаз Сакварелидзе в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.

В 2009 году Грузия получила план действий в соответствии с проектом «Восточного партнерства». На деле - это список из огромного числа программ и проектов, которые стоит реализовать теперь уже без очевидной мотивации вступления страны в ЕС. Например, вместе с Азербайджаном Грузия участвует в программе по усовершенствованию погранслужбы. Этот проект является частью "Восточного партнерства". Только эта программа рассчитана на 30 месяцев. Десятки подобных проектов будут осуществлены в Грузии в ближайшие годы, но это ни на шаг не приблизит вступление страны в Евросоюз.

В этой ситуации для Тбилиси важна моральная составляющая. На той самой встрече в Люксембурге, где министры иностранных дел Евросоюза поддержат отказ от политики расширения, глава МИД Эстонии Урмас Паэт заявил, что "внимание ЕС к восточным соседям должно увеличиться. Восточным соседям следует предложить дальнейшие возможности по интеграции в Евросоюз, в том числе развивать свободную торговлю и работать над упрощением визового режима".

Посмотрим, ослабнет ли активность Грузии в западном направлении после сегодняшних плохих новостей. Еще несколько дней назад госминистр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе требовал ускорить процесс переговоров по соглашению об ассоциировании, начать переговоры по договору о свободной торговле и введении в действие договора об упрощении визового режима. Все эти инициативы пока утонули в европейском бюрократизме. Флаг Евросоюза является в Грузии официальным наряду с государственным флагом страны. Вряд ли синие полотнища будут снимать после сегодняшнего решения. Тбилиси по-прежнему ориентируется в своем развитии на Европу, несмотря на то, что перспектива членства Грузии в союзе становится совсем призрачной.