В ладу с собой

Саммит ОБСЕ: Москва предлагает, Тбилиси учит жить

"Может быть, самым важным является разработка единых принципов урегулирования конфликтов, и придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях", - считает Дмитрий Медведев. Среди таких принципов, по мнению российского лидера - неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, а также обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта. Президент России также подчеркнул, что урегулирование по таким вопросам должно быть абсолютно мирным, поскольку применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым.

Слова Дмитрия Медведева уже получили позитивный отклик со стороны коллег. Как заявила канцлер Германии Ангела Меркель, в августе 2008 года ОБСЕ столкнулась с серьезным кризисом доверия. Достаточно сказать, что этой точки зрения придерживаются и многие другие лидеры стран ОБСЕ.

Действительно, тот августовский провал организации, которая по идее отвечает за мир и стабильность в Европе, стал щелчком по носу всем чиновникам, отчего-то решившим, что поле их деятельности ограничивается исключительно подготовкой и произнесением красивых речей. Неоднократные попытки представителей Южной Осетии рассказать Вене о милитаризации Грузии ни к чему не привели.

Более того, дальнейшее развитие событий поставило под вопрос понятие непредвзятости наблюдателей миссии организации на Кавказе. По данным югоосетинской стороны, представители ОБСЕ покинули территорию республики (то есть зону своей ответственности) за несколько часов до начала грузинской военной агрессии.

"Ставя вопросы об увеличении военных наблюдателей в зоне конфликта, требуя себе более широких полномочий, они прекрасно знали и располагали информацией о том, какое количество живой силы и боевой техники скапливается в непосредственной близости от границ Южной Осетии", - подчеркнул в свое время югоосетинский лидер Эдуард Кокойты.

Расследование международной комиссии по установлению причин грузино-российского конфликта показало - войну начала Грузия. Но тогда, в августе, международное сообщество, такое щепетильное, когда дело касается волеизъявления косовских албанцев, почему-то однозначно встало на сторону агрессора. Еще и обвинив в "непропорциональном применении силы" единственную страну, которая защитила малочисленный народ от гибели.

Но почему тогда и Германия, и Франция, признавшие независимость Косова, до сих пор считают Абхазию и Южную Осетию территориями Грузии? Дмитрий Медведев абсолютно четко обозначил причины кризиса: принципов урегулирования конфликтов нужно придерживаться во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то отдельных случаях. И до тех пор, пока ОБСЕ будет вести политику двойных стандартов, дело не сдвинется с мертвой точки ни на йоту.

Но сейчас организация находится в ступоре, а Грузия продолжает умело этим пользоваться. Мало того, предъявляет организации ультиматумы. Находящийся в Вене глава МИД республики Григол Вашадзе уже озвучил "требования", которые должны быть внесены в финальный документ форума, чтобы его поддержала грузинская делегация. "В нем должна быть отражена территориальная целостность Грузии, - сказал он. - Также следует написать, что все граждане Грузии, которые стали беженцами и вынужденными переселенцами в результате "агрессии России", должны иметь гарантированное право на безопасное и достойное возвращение в свои дома". В свою очередь, глава государства Михаил Саакашвили с трибуны в очередной раз призвал руководство России к диалогу для "деоккупации территорий" и "торжества ОБСЕ в регионе".

Неужели даже такая хамская постановка вопроса, откровенный стеб и ролевая игра президента с премьером в "хорошего и плохого полицейских" неспособны раскачать заседателей? Признанный агрессор уже начинает открыто указывать, что и где должно быть написано. А Европа все твердит о суверенитете Грузии. Парадокс.

По мнению генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, предложения Дмитрия Медведева об изменениях в уставе ОБСЕ заслуживают куда большего внимания, чем очередные заявления представителей Тбилиси. "Надеюсь, что Запад прислушается к рекомендациям президента России, - говорит политолог. - А в том, что Саакашвили будет использовать трибуну ОБСЕ для привлечения внимания средств массовой информации, мало кто сомневался. Было бы странно, если бы этого не произошло. Европейцы, конечно, покивают головами и похлопают его по плечу в кулуарах. Но это не главное. Сейчас ОБСЕ нужно действительно занять более принципиальную позицию. Нельзя говорить о том, что вот эту страну с оглядкой на США мы признаем, а вот здесь нарушений прав человека нет". А в заключение наш собеседник посоветовал Саакашвили перечитать басни Крылова: "У Ивана Андреевича достаточно много басен, в которых нынешний грузинский лидер увидит и себя".