В ладу с собой

Злорадство экспертов Сакартвело не волнует Абхазию


В Абхазии ведется неверная внешняя политика, а министра иностранных дел Максима Гвинджия надо судить за растрату денег налогоплательщиков на поездки по дальним странам Латинской Америки, где он добивается признания.

Абхазам же с сегодняшнего дня надо заложить границу с Россией бетонными блоками, а свои взоры обратить, наконец, на тех, кто искренне желает им добра.

В Абхазии никак не хотят увидеть, что прямо за "забором" есть целая страна, которая так переживает за абхазскую независимость и идентичность. Имя этой стране - Грузия.

Более того, в Грузии много думают над тем, как построить подлинно независимое абхазское государство и знают рецепт спасения республики от российской оккупации.

Если серьезно, грузинская околополитическая тусовка решила, что российско-абхазские отношения зашли в тупик и готова по этому поводу станцевать лезгинку.

Чего тут больше - злорадства или надежды на то, что "разочарованные Россией" абхазы обратят свои взоры на Грузию?

На самом деле в абхазских процессах нет ничего утешительного для Грузии.

И сегодня самая обсуждаемая в Абхазии тема - это взаимоотношения с Россией.

Представление о том, как надо строить отношения со стратегическим союзником у властей и оппозиции расходятся. Президент Сергей Багапш на прошлой неделе потратил много времени на обсуждение российско-абхазской проблематики с известными в республике людьми. Ему очень не нравится критика оппозиции и публицистов, которая, по его мнению, переходит "красную черту". Багапш говорит, что на его месте оппозиция проводила бы ту же политику. "Та же политика"- это максимальное использование российской финансовой помощи для восстановления инфраструктуры, укрепление российского щита безопасности и активная экономическая интеграция.

Оппозиционные силы провели 1 декабря круглый стол, резюме которого в том, что пророссийская политика руководства республики несет угрозу национальной безопасности. В сущности, претензии оппозиции сводятся к следующим пунктам. Во-первых, по их мнению власти ведут непрозрачную политику в том, что касается подписания договоров и экономической деятельности с крупными российскими компаниями. Во-вторых, оппозиция опасается коррупции при осуществлении проектов, финансируемых за счет российских траншей. И, в-третьих, боится, что под предлогом "дружбы с Россией" в коммерческих целях могут быть проданы стратегические для государства объекты.

Как видим, российско-абхазские отношения в данном случае - предмет спора между абхазскими политиками внутри страны. Никто и не думает оспаривать стратегическую важность союза с Россией для будущего Абхазии. "Мы высоко ценим подлинно партнерские и дружественные отношения между Россией и Абхазией. Никому не позволительно спекулировать российско-абхазскими взаимоотношениями. Их высоким уровнем мы обязаны, в первую очередь, народам двух стран" - говорится в последнем заявлении оппозиционных сил.

В этом первый неутешительный вывод для грузинских политиков. Критикуются не сами отношения с Россией, а их техническая сторона. К тому же, это внутриполитический спор, который свидетельствует о высоком уровне политических свобод в Абхазии. Короче говоря, «российское разочарование» Абхазии - это новый грузинский миф. А потому разворот абхазского корабля к Грузии - мираж, который рассеивается в утреннем тумане грузинских желаний.

Один из лидеров абхазской оппозиции, бывший вице-президент Абхазии Рауль Хаджимба, в комментарии для GeorgiaTimes отмечает, что сейчас определяется стратегия и тактика долгосрочного союза с Россией. "Мы только начали межгосударственные отношения с Россией. И конечно будет много вопросов, будут споры. Мы выступаем за то, чтобы в этих отношениях была ясность и четкая стратегия. В конечном итоге, любое ухудшение этих отношений нам невыгодно. Я только не представляю себе, каким образом наши отношения с Москвой могут повернуть нас в сторону Грузии. Это никак не взаимосвязанные процессы. Более того, Грузия- давно пройденный этап для нашей страны. Мы не ставим знак равенства между Россией, которая обеспечила нашу безопасность, и Грузией, которая хотела нас уничтожить" считает Хаджимба.

Грузия готова выступить защитником абхазской идентичности от мнимой российской угрозы. Здесь живет представление об абхазах, как о "братьях", которые сделали ошибочный выбор в пользу северного соседа. Впрочем, о культурных связях и историческом братстве надо было заботиться много лет назад, когда грузинские гвардейцы сжигали абхазский архив и уничтожали людей целыми деревнями.

Открытость обсуждения российско-абхазских отношений -еще один повод для плохого настроения в Тбилиси. "Марионетки" никогда не обсуждают с "оккупантами", как им жить дальше. А отношения с Россией - тема, открытая для всеобщего обсуждения в Абхазии. В общем, грузинским политикам надо бы не радоваться, а плакать, по поводу российско-абхазских отношений. И в Грузии, скорее всего, это отлично понимают. Ведь, чем шире отношения Сухума и Москвы, тем больше шансов на то, что Абхазия состоится как самодостаточное государство. И, соответственно, тем меньше у Грузии шансов испортить ее будущее.

Поэтому истерика о несчастных абхазах, стонущих под тяжестью русского сапога - обычное злорадство и лицемерие.