В ладу с собой

Грузию губят крокодилы и Путин

С виду эти два политика совершенно разные, но внешние различия - далеко не самое главное. Один - революционер-демократ-реформатор, другой - консервативный централизатор.

Но не зря в 2004 году грузинский лидер признался, что ему нравится, как "делает Путин". Саакашвили со своим еще демократическим мировоззрением видел в тогдашнем президенте России этакого авторитарного гегемона. Он хорошо понимал, что переделать столь ненавистный ему грузинский менталитет можно только теми методами, какими действовали Пиночет, Чаушеску или Сталин. Почему-то ему казалось, что Путин находится в этом ряду.

Саакашвили мог бы спать спокойно. В ноябре 2007 года, разогнав с оружием мирную демонстрацию, он намного превзошел тот путинский "авторитаризм", который себе вообразил. Но ему по-прежнему неймется: не дает покоя привычка подражать Владимиру Владимировичу.

Поэтому неудивительно, что вчера в Грузии был день Путина. Выступая на только что возобновившем вещание Первом Кавказском канале, Саакашвили сделал российского премьера главным героем своего трехчасового общения с народом. Какую бы тему ни затрагивал грузинский лидер, в конце концов неизбежно сворачивал к ВВП.

Начнем с того, что сама идея сеанса связи с народом сделана под копирку с прямых линий, которые так любит регулярно проводить премьер-министр России. Конечно, даже он в этом плане уступает президенту Венесуэлы Уго Чавесу, который однажды беседовал со своими согражданами восемь часов и восемь минут. Но лидер Сакартвело не за абсолютный рекорд сражается, ему главное - заочно обойти Путина. Саакашвили запросто мог бы вещать с экранов сутки-двое, но, к счастью для грузин, решил сделать ставку на другое.

"Сегодня свободная трибуна. В некоторых соседних странах, когда идет такой большой эфир, то вопросы поставлены заранее. А тут есть любые вопросы, которые беспокоят людей, потому что мы не можем спрятаться от правды ни в студии, ни в кабинете", - объяснил президент Грузии специфику своей "прямой линии".

Прозвучало это странно: где же еще прятаться от правды, как не на Первом Кавказском? Этот телеканал с рулевыми типа Олега Панфилова и создан для того, чтобы рисовать именно такую картинку, которая нужна прежде всего самому Саакашвили.

А за пределами купленного телеэфира президент Грузии спасается тем, что перекраивает факты по собственным меркам. Шанса стать завоевателем история ему не подарила - свою войну он проиграл. Кому? Разумеется, Путину, которого Саакашвили вчера сравнил с персидским шахом Аббасом. В свое время он завоевал большую часть Грузии и очень сильно попортил жизнь ее жителям. "Захватчика путинского масштаба у Грузии не было после шаха Аббаса", - говорит теперь Мишико, отчаянно завидующий российскому премьеру.

Он-то сам рассчитывал выиграть ту пятидневную войну, а вместо этого вынужден заниматься самообманом - складывать из осколков мечты более-менее приемлемую картинку, втайне примерять на себя тот самый "путинский масштаб".

Вообще "комплекс Путина", которым страдает грузинский лидер, совершенно типичен для покорителей-шизофреников, проигравших свою главную битву. Возможно, Саакашвили следовало бы родиться лет на триста раньше, чтобы с мечом в руках бить коварных врагов своей страны. Тогда и победа была не столь важна, как стремление к ней. И благосклонные грузинские историки все равно внесли бы его в список героев-спасителей нации наравне с Шотой Руставели и Давидом Строителем.

Но, увы, родиться в те времена Саакашвили опоздал. И те многочисленные поражения, которые он сейчас терпит на политическом поприще, требуют от него или внятных оправданий, или самоустранения. Мишико выбрал третий вариант - придумать себе врага и свалить всю вину на него. Путин на эту роль подошел как нельзя лучше: он и Грузию развалил, и в три войны ее втравил, и отношения с соседями ей испортил. В общем, если в республике что-то плохо - сами знаете, кто виноват.

С теми временами, когда Путина еще не было, у Саакашвили дело обстоит хуже. Вот и вчера он устроил подлянку своим же историкам. Они выстроили теорию в духе нынешней тбилисской пропаганды: в свирепом XIX веке Грузия подставила плечо народам Северного Кавказа, переживавшим "геноцид" со стороны России. И вдруг Саакашвили, который всегда вертел историей как хотел, решил для разнообразия сказать правду.

"Между прочим, в XIX веке Россия смогла урегулировать проблемы на Северном Кавказе только после того, как примирились с Грузией и решила проблемы руками грузинских офицеров". Действительно так и было: когда Российская империя воевала с горскими народами, ее войскам удалось достичь успеха именно благодаря грузинским войскам, давившим горцев с юга. Но это в корне противоречит рассказам грузинских историков о своих сердобольных соотечественниках, которые спасали горцев, принимая их в православие.

Впрочем, правдолюбия Саакашвили хватило ненадолго. Вспомнив о своих героических предках, он тут же причислил себя к защитникам и помощникам, причем помог, как выяснилось, лично своему ненавистному кумиру Владимиру Путину. Чем конкретно, Мишико не уточнил. Речь, видимо, идет о событиях 2004 года, когда в Панкисском ущелье была проведена операция против чеченских боевиков. А потом неблагодарный Путин стал "захватчиком", и Саакашвили ему помогать перестал.

Грузинский президент настолько привык кормить народ сказками, что скоро будет начинать свои выступления с традиционного зачина "Жили-были". Пока же он ограничивается тем, что подменяет конкретные реалии жуткими монстрами из глубин своего подсознания. То про дракона с когтями поведает, то про змея, а теперь вот вместо Путина вдруг ему привиделся огромный крокодил. Может быть, этот образ Саакашвили навеяли тягостные воспоминания о крокодилах, которыми его ретивые подчиненные тщетно пытались заселить Зугдиди. А может, просто воображение разыгралось.

Так или иначе, ползет эта кровожадная рептилия, разевая ненасытную зубастую пасть, по направлению к беззащитной Грузии, собираясь заглотить ее целиком. А президент, словно библейский Моисей, обещает спасти народ, уведя его как можно дальше - к "земле обетованной". Похоже, всех грузин собрался беженцами сделать, услать в Абхазию (это ее он зовет обетованной землей), а потом вернуться на любимое поприще - подражание Путину.

Встанет Саакашвили с президентского кресла и наверняка, по образу и подобию Владимира Владимировича, попытается пересесть в премьерское, но в любом случае не выпустит власть из рук - увы, не для того чтобы завершить начатые демократические реформы или, так уж и быть, вернуть Абхазию. Победить Путина - вот цель и мечта, которая одолевает Мишико. А пока он сам не успокоится, и Грузии с ним покоя не будет.