В ладу с собой

Саакашвили попал под Amnesty

Amnesty International считают, что грузинские власти не в состоянии справиться с проблемой вынужденных переселенцев. И нарушают все международные стандарты по предоставлению беженцам нового жилья. Однако призыв правозащитников останется без ответа, ведь Михаилу Саакашвили и его правительству нет никакого дела до тех, кто оказался между молотом и наковальней в политических игрищах.

Вашингтон, который долгое время проводил политику умиротворения Михаила Саакашвили, крепко задумался. Политический аппетит грузинского лидера становится все больше, а идти на ответные уступки избалованный американской администрацией официальный Тбилиси желает все меньше. И пока посол США в Грузии Джон Басс и Госдепартамент под руководством Хиллари Клинтон пытаются наставить Михаила Николозовича на путь истинный, международные правозащитные организации, не жалея сил, бьют по имиджу кавказской республики.

В ежегодном докладе, который опубликовала Amnesty International, вновь раскрываются неприятные для грузинского руководства вещи. Правительство Грузии, которое утверждало, что принимает все необходимые меры, направленные на улучшение условий жизни вынужденных переселенцев, без зазрения совести нарушало международные стандарты. Выясняется, что в отремонтированных центрах для коллективного размещения и выстроенных с нуля поселениях - жуткие санитарные условия и отсутствие основных благ, воды и тепла.

"Интеграция вынужденных переселенцев проходила медленно; многие по-прежнему сталкивались с препятствиями в получении работы, медицинского обслуживания и социальной защиты. Около 500 вынужденных переселенцев в Тбилиси пострадали от принудительных выселений в июне, июле и августе (2010 года - прим. автора). Выселения проходили с нарушением международных стандартов, а в нескольких случаях власти не предоставили людям альтернативного крова или компенсации", - говорится в докладе.

Давно известно, что проблемы беженцев волнуют Михаила Саакашвили меньше всего. Они - всего лишь действенный инструмент для борьбы с Россией, позволяющий представлять себя перед мировым сообществом униженной и оскорбленной нацией. Такая удобная позиция всегда покоряла Запад, который стремится распространить свое влияние в стратегически важных для США регионах. Вашингтон не чурается применять военную силу, не удосуживаясь искать для ее оправдания хотя бы сомнительный повод, а также проводить политику этнических чисток под прикрытием борьбы с сепаратизмом. Этот ход тоже известен мировому сообществу по примеру автономного края в Косове, который хитроумно спровоцировал блок НАТО на агрессию против Сербии.

Такая же комбинация была разыграна со стороны Вашингтона и в Южной Осетии, только на сей раз американский гегемон предпочел остаться в тени и повесить всю ответственность за злодеяния на грузинский режим. Несмотря на то, что все прекрасно понимают, кто именно дергает за ниточки марионетку Мишико, официальные обвинения можно предъявить исключительно действующему правительству. И правозащитники не раз пеняли Саакашвили на преступные действия, совершенные в августе 2008 года, и свидетельствовали о неудачах властей Грузии в расследовании дела пропавших в октябре того же года трех осетинских мужчин. Новый доклад затрагивает теперь и факт нападения на гражданского активиста Темура Цховребова в Цхинвале в июле 2010 года.

Кроме того, еще с 2006 года Amnesty International пытается привлечь внимание к домашнему насилию, которому в кавказской республике подвергаются десятки тысяч женщин - со стороны своих мужей либо партнеров, а в некоторых случаях они даже погибают от их рук. При этом действующее законодательство является еще одним фактором, препятствующим борьбе с безнаказанностью. Если женщина получает увечья, государство обязано возбудить уголовное дело. Однако когда речь идёт о таких преступлениях, как "умышленное нанесение незначительного вреда здоровью" и "побои", правоохранительные органы дела не заводят, и потерпевшая должна самостоятельно подать жалобу, если желает добиться справедливости. Такие законы подвергают пострадавших от домашнего насилия женщин лишнему риску, поскольку обидчик зачастую заставляет жертву отозвать заявление.

Парламент еще три года назад принял новый закон об устранении домашнего насилия, защите и помощи жертвам, но в стране, где все решает политическая воля, борьба за права женщин так и не стала приоритетом грузинских политиков. Не способствовали власти Сакартвело и беспристрастности в деле об убийстве Сандро Гиргвлиани. Правозащитники требовали от Михаила Саакашвили выполнить решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Он постановил, что кавказская республика не провела эффективного расследования, к которому были причастны должностные лица из правительства, и обязана отправить дело на пересмотр - более тщательный и беспристрастный.

Поэтому очевидно, что пока в Грузии не произойдет смена власти, не изменится ровным счетом ничего, и страна продолжит свое существование как полицейское государство. Однако Михаил Саакашвили на данный момент имеет серьезное преимущество перед оппозицией, так как ему подконтрольны полиция, армия, управляющие, правительство и парламент. А учитывая поддержку американской администрации, которой выгоден грузинский "маленький фюрер", есть все шансы, что Сакартвело останется под гнетом автократии еще и на следующие пять лет.