В ладу с собой

Африка задела Кавказ за живое

Международное сообщество очень избирательно подходит к урегулированию различных конфликтов. Что для одной страны является главенствующим аргументом в получении суверенитета, то для другой классифицируется как банальное хулиганство. Насильственное смешение этносов на Кавказе вследствие сталинской политики обернулось настоящим национальным взрывом. Метрополия, которая силой хотела удержать в своих границах непохожих на себя, получила адекватный ответ: потерю лояльности и активные поиски идентичности. Однако отделение кавказских государственных образований от Азербайджана и Грузии, в отличие от Южного Судана, произошло отнюдь не на религиозной почве. Грузинское руководство, которое проводило националистическую политику, когда распался Советский Союз, а затем после прихода к власти американского ставленника Михаила Саакашвили, перевело конфликты в Абхазии и Южной Осетии из латентного состояния в активную фазу вооруженного противостояния.

Гражданская война в Судане, длящаяся без малого половину века, получила, наконец, свое разрешение. Организация объединенных наций осознала, что невозможно склеить несоединимое. Однако экономический потенциал Южного Судана, на территории которого находятся практически все месторождения нефти и газа, гораздо выше, чем даже у Абхазии, а тем более - у Южной Осетии. Инфраструктура, которая осталась у суданских северян, не является серьезным рычагом влияния, поскольку Россия уже предложила новорожденному государству экономическое сотрудничество и военную поддержку. Москва таким образом продолжает отличную от силовой политики Вашингтона финансовую экспансию в стратегические регионы. Мир, который переживает геополитический кризис, постепенно приходит к выводу, что динамичность происходящих событий невозможно притормозить, и что все процессы по возникновению новых стран на карте необратимы.

Читайте также: Грузия пресмыкается перед Израилем

Как раз в сентябре ООН, которая уже осознала, что политика умиротворения Соединенных Штатов и удовлетворения их аппетитов провалилась, собирается поставить точку в конфликте между Израилем и Палестиной. Сионистское государство, созданное по протекции Вашингтона, долгое время являлось для Америки щитом от враждебного исламского мира. Но невозможно искусственно сдерживать порывы Палестины к самоопределению, которая оказалась заложницей политических игрищ "больших соседей". Организация объединенных наций максимум через три месяца проведет голосование, в котором США отказано в праве вето. А это значит, что вслед за Южным Суданом еще одно государство обретет суверенитет.

Какие перспективы сулят подобные прецеденты Абхазии, Южной Осетии и Нагорному Карабаху? Вторая Мировая война, которая и определила границы дозволенного для побежденных и освобожденных от агрессора стран, становится все дальше. А "уникальные" случаи возникают все чаще, с оглядкой на Косово, которое тоже усилиями Вашингтона всколыхнуло очередной конфликт на Балканах. Подобные ситуации сигнализируют мировому сообществу: любое подавление новообразованных государств чревато - прежде всего, для тех, кто пытается сделать вид, что этих стран просто не существует, руководствуясь мифическим определением "территориальной целостности". Поэтому говорить о них как об источниках нестабильности было бы не совсем правомерным, поскольку новая волна колонизации отзывается эхом довоенных лет тотального "порабощения" неразвитых стран с большим потенциалом. Нации хотят быть свободными, и только мировые державы в силах сохранить хрупкое равновесие между зависимостью от культуры извне и "высасыванием" чужих ресурсов во имя собственных внутренних потребностей.

Читайте по теме: Большие фантазии маленькой Грузии

И если вручение суверенитета Палестине пройдет без сучка и задоринки, от конфликтующих на Кавказе стран - Азербайджана, Армении и Грузии - принудительно потребуют решить проблему частично признанных государств. И ОДКБ может навсегда снять сомнения Еревана в благоприятном исходе латентного конфликта. При условии, если Баку тоже вступит в договор, но тогда придется отдать Нагорный Карабах под протекторат азербайджанских властей. В этом случае Российская Федерация становится армянским гарантом по предупреждению этнических чисток. Но пойдут ли на это неуступчивые оппоненты? Покажет время. Пока же оно благоволит только Абхазии и Южной Осетии, пути которых лежат в разных плоскостях, но обе они, вне всякого сомнения, получат то, к чему стремятся: одна - полноправный суверенитет и членство в ООН, вторая - долгожданное соединение с Северной Осетией-Аланией.