В ладу с собой

Гилаури ищет клад в долговой яме

Не секрет, что в последние годы Грузия живет за счет зарубежных дотаций. Руководство страны охотно набирало кредиты до весны этого года, пока Международный валютный фонд (МВФ) не вмешался и не сказал свое веское слово. Представители влиятельной организации доходчиво объяснили Тбилиси, что в самое ближайшее время ему придется расплачиваться по государственному долгу - и сумма набежала, мягко говоря, немаленькая. В 2012-2014 годах республика столкнется с необходимостью обслуживания крупных внешних обязательств, которые достигнут максимума в 2013 году. Тогда и придется отдавать кредиторам миллиард долларов. Для Грузии, где транши с рекордной скоростью растекаются по карманам чиновников, это огромные деньги.

Но изворотливые власти Сакартвело нашли выход. Они фактически сдали в ломбард экономику страны, чтобы отсрочить выплаты. "После того как были выпущены еврооблигации, у Грузии больше не будет проблем с выплатой внешнего долга в 2012-2013 году", - заявил в июле премьер-министр Грузии Ника Гилаури. И, похоже, дал своим экономистам команду плотнее работать с основными кредиторами республики.

Читайте также: Тбилиси разложит страну по пакетам

Мотивация у Гилаури была одна. Глава правительства искренне верил, что евробонды прекрасно продаются на мировых биржах. А, значит, можно не волноваться по поводу возврата первой части долга. Но приватизация государственных предприятий - далеко не самый лучший выход из той ситуации, в которой оказалась грузинская экономика. Недаром эксперты сразу же назвали выбранную премьером стратегию обычной распродажей, которая не даст никаких реальных результатов на ниве экономического развития.

Недаром буквально через неделю после бравурных речей Гилаури Европейский банк реконструкции и развития на полпроцента снизил прогнозный показатель по росту ВВП в республике. Прогнозы экспертов банка на следующий год еще менее утешительны: по мнению специалистов, обширный пакет финансовой помощи, предоставленный Грузии после августа 2008 года, заканчивается. А значит, Тбилиси лишится столь привычного для Саакашвили и его команды объема поступлений из-за рубежа.

Но разве эти предупреждения настораживают грузинское правительство? Сейчас республика рассчитывает занять еще 40 миллионов долларов у Всемирного банка под предлогом "поддержки реформ, ориентированных на восстановление экономики Грузии и подготовку к посткризисному росту". Тбилисские чиновники даже не задумываются о том, что это последний транш ВБ.

Гилаури тем временем продолжает бодриться. На этой неделе он долго и охотно вещал своим подчиненным о мнимых успехах банковского сектора и экономическом росте. Мол, депозиты выросли на 11 процентов, займы - на 14. Увеличились продажи автомобилей и объем контейнерного грузооборота. В общем, просто фантастика. Лучше всего премьер-министру удался рассказ о тесных торговых связях с зарубежными партнерами. "Экспорт возрос на 40 процентов, что представляет собой довольно хороший показатель, подобного которому не было в другие годы. Вместе с экспортом на 38 процентов возрос и импорт", - хвастался Гилаури, не понимая, что любой школьник поднимет на смех его сенсационные выкладки. Получается ведь - сколько продали, столько же и купили. Натуральное хозяйство, никак не иначе, весомый повод для национальной гордости, великое достижение равняющегося на Запад режима, который одержим амбициями регионального лидера.

Результат всей этой экономической свистопляски - появившиеся на днях данные о том, что внешний долг Грузии вырос на 600 миллионов долларов и теперь составляет 4,2 миллиарда в американской валюте. Пока господин Гилаури и его компетентные подчиненные сводят концы с концами и сочиняют на сей счет благостные речи, можно навскидку сказать: кавказская республика задолжала больше, чем заложено в ее бюджете на этот год (4,18 миллиарда долларов).

Наверное, волноваться и впрямь было бы не о чем, обладай грузинская экономика кредитоспособностью. "Если ты можешь расплатиться с кредитами, то ты можешь их себе позволить, но грузинская экономика неспособна обслуживать любые кредиты, даже менее масштабные, - отмечает Гия Хухашвили. - В нынешних условиях невозможно даже решать текущие проблемы, а социальные риски уже зашкаливают".

Ранее мы писали: Гилаури лепит из статистики конфетку

Поэтому единственное, что остается Саакашвили, Гилаури и компании - успокаивать народ. "Правительство нуждается в этом, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе, - уверен эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. - Но полностью выйти из экономического кризиса Грузия не может, для этого у нее попросту недостаточно ресурсов. И этот недостаток грузинские руководители компенсируют подобного рода заявлениями".

Конечно же, расплатиться по долгам Грузии нечем. По крайней мере, в ближайшее время точно. Экономика страны идет ко дну, Запад погряз в собственных проблемах и не спешит раскошеливаться на грузинские нужды, инвесторы опасаются доверять деньги политическому режиму, живущему за счет Вашингтона и по его указке. А уж когда сами США фактически сняли своего ставленника с довольствия, мировое сообщество мигом утратило былую щедрость в отношении Сакартвело.

Единственное, что могло бы вытащить экономику кавказской республики из долговой ямы, которую она сама себе вырыла, - это эффективное управление приватизированными предприятиями. Думается, что именно эта тема станет основной в психотерапевтических речах Саакашвили и его соратников.