В ладу с собой

Сколько стоит армяно-иранская дружба?

Иран в ближайшей перспективе инвестирует в экономику Армении полмиллиарда долларов. Все эти деньги будут потрачены на проекты в сфере энергетики. Решение было принято после визита в Армению Махмуда Ахмадинежада. Ситуация вокруг Ирана остается сложной, не факт, что удастся избежать вооруженного противостояния и ударов по иранской территории. Но все это никак не омрачает стремительно идущие в гору экономические отношения Еревана и Тегерана.

Визит в Армению президента Ирана Махмуда Ахмадинежада вызвал в Ереване легкую эйфорию. Во-первых, иранский лидер сделал несколько приятных армянскому слуху политических заявлений, во-вторых, определились сроки начала очень важных для армянской экономики проектов. Но главное - деньги. Как только самолет с иранским лидером поднялся в небо, министр экономики Ирана Маджид Намджуи заявил о том, что консорциум частных компаний инвестирует в энергосистему Армении 571 миллион долларов. Сумма, по меркам региональных экономик, весьма внушительная.

23 декабря, когда Ахамадинежад находился в армянской столице, у наблюдавших за его визитом возникло впечатление, что никаких проблем у Ирана нет. О возможной войне не говорили, ядерную программу практически не вспоминали, на повестке дня была только экономика. И удалось достигнуть результата. В начале лета следующего года начнется строительство Мегринской ГЭС на приграничной с Ираном реке Аракс. Эта ГЭС имеет важное значение для энергетического комплекса Армении, особенно с учетом того, что в республике нет полноводных рек, а как следствие - нет возможности для строительства крупных гидроэлектростанций. Цена вопроса - 323 миллиона долларов, и это только первая часть проекта. Со временем с иранской стороны границы появится еще одна ГЭС. Условия инвестирования вполне приемлемы для Еревана. Через пятнадцать лет Армения получит станцию в свое распоряжение и не будет ничего должна Ирану.

Армяно-иранские отношения развиваются очень динамично. Это вызывает, говоря дипломатическим языком, недоумение в соседнем Азербайджане. Пока Ахмадинежад находился в Ереване, иранское посольство в Баку пикетировали азербайджанцы, которые недовольны самим фактом визита иранского лидера в Армению.

GTimes попросила прокомментировать армяно-иранскую дружбу ираниста из института востоковедения Академии наук Армении Мгера Багдасаряна. По его словам, ничего неожиданного в таких теплых отношениях нет. "Между двумя странами слишком много общего, чтобы они могли позволить себе игнорировать друг друга, - говорит Багдасарян. - Обе страны находятся в достаточно жесткой изоляции, у обеих есть общие противники. В этой ситуации сама жизнь вынуждает Армению и Иран дружить", - говорит наш собеседник.

И Багдасарян, и еще один российский эксперт Леонид Вардомский из Центра постсоветских исследований утверждают, что в армяно-иранской дружбе есть и некий элемент геополитической игры. "Армения и Иран вынуждены быть союзниками, потому что есть два других союзника - Турция и Азербайджан. И раз их усилия объединены для достижения общих задач, то логично, что и Армения с Ираном будут кооперироваться", - говорит Мгер Багдасарян. Леонид Вардомский добавляет, что в создавшейся ситуации Иран должен стремиться к союзу с Ереваном, учитывая его серьезную изоляцию.

Взаимоотношения Армении с Турцией и Азербайджаном действительно очень плохие - границы между странами перекрыты. Но и отношения Ирана с Азербайджаном совсем не безоблачны. Страны не дружат между с собой. В Баку особо и не скрывают, что именно здесь может быть организован плацдарм для удара по Тегерану. А история противостояния Ирана и Турции насчитывает не один век. Так что армяно-иранская дружба выгодна обеим странам: друг без друга союзникам не обойтись.

Претворяться в жизнь смелые проекты будут далеко от столиц - в Мегри. Именно там, на пограничной территории, протекает река Аракс. Эти места - армянский "дальний восток". От "большой земли" Мегри отделен высоченными, лысыми горами, сложной, длинной и скучной дорогой. Зато от Ирана до сюда- рукой подать. Местные еще не привыкли, что граница с соседней страной открыта. В советское время она была наглухо забита, но Мегри все равно был транзитным регионом. Мимо проходила железная дорога Ереван-Баку. Дороги давно нет, а с двух сторон располагаются владения врага - Азербайджана - и небольшая буферная зона в виде запущенного, безлюдного куска территории Нагорного Карабаха. Но, по утверждению армянского ираниста Мгера Багдасаряна, мегринцы все равно не бедствуют. Транзитный коридор из Армении в Иран и приграничная торговля приносят доход.

Находясь в Ереване, Махмуд Ахмадинежад сделал одно интересное заявление: "Я сказал, что никто в мире не может изменить карту между Арменией и Ираном. Мы являемся соседями и родственниками и должны жить бок о бок, чтобы вместе продвигать наши интересы. У нас нет ограничений для расширения сотрудничества". Мгер Багдасарян, который, как и большинство армянских политиков, радуется этому заявлению, делает вывод, что иранский лидер сказал эти слова не случайно. "Ирану выгодны нынешние фактические реалии на северных границах. Тегерану выгодно, что есть не только узкая полоска границы с Арменией, но и не менее длинная полоса границы с Карабахом. Потому что чем меньше будет протяженность границы с Азербайджаном, тем меньше будет исходить от него опасностей", - сказал иранист.

Пока чуть ли не 90% экономических контактов Армении и Ирана фокусируются вокруг энергетики. Но в ближайшем будущем могут появиться проекты в области строительства железных дорог и многое другое. Конечно, если не помешает война.