В ладу с собой

В команде Саакашвили не стало еще одного дипломата

Как и его друг и соратник, экс-посол Грузии в ООН Ираклий Аласания, Долидзе пообещал рассказать о мотивах, побудивших его принять данное решение, в начале будущей недели, по возвращении в Тбилиси. При этом в день отставки, как передает Интерфакс, намекнув, что продолжит свою деятельность уже на политической арене.

Отказ Долидзе от госслужбы - событие, в принципе, ожидаемое. Грузинские СМИ с начала января писали, что Долидзе покинет дипломатическую службу и уйдет в команду главного противника Саакашвили - Аласания. Счет, мол, идет не на месяцы, а на дни.

Между тем, для грузинского внешнеполитического ведомства уход Долидзе стал все же неприятной неожиданностью. Как сообщают грузинские информационные агентства, глава МИДа Григол Вашадзе не скрывает сожаления: «Я пытался отговорить Виктора Долидзе от решения уйти в отставку, но - тщетно. Он попросил походатайствовать об этом перед президентом. Мы замечательно работали вместе, но у любого человека есть право решать свою судьбу», - цитирует агентство Day.az.

Откровение главы МИДа вольно или невольно прозвучало не в пользу Саакашвили. Ведь совсем недавно, во время телеобщения с народом в прямом эфире 23 января тот завил: "Мои бывшие соратники не по своей воли оставили посты. Ни один из бывших единомышленников не уходил с поста по своей воле. Все они были освобождены с должности". Тогда на откровенную неправду из уст президента в прямом эфире отреагировала только одна из многочисленных оппозиционеров - как раз бывших соратников и друзей президента - экс-спикер парламента, ныне лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. «Президент забыл Конституцию и не помнит, что, пусть он даже и глава государства, но не имеет права снять с должности председателя парламента», - парировала она.

Остальные «бывшие» не сочли нужным акцентировать внимание общественности на - по их мнению, вероятно, - не самом вопиющем лукавстве главы государства. Все они, в том числе экс-премьер Зураб Ногаидели, экс-глава МИД Саломэ Зурабишвили, экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, экс-посол Грузии в ООН Ираклий Аласания, просто более настойчиво продолжали требовать отставки Саакашвили.

Уход же Долидзе стал очередным ударом, ослабляющим позиции власти. После вышеупомянутого комментария главы МИДа президентуже не сможет утверждать, что и Долидзе он уволил сам.

Особенно неприятен для властей тот факт, что в связи с миссией ОБСЕ в регионе между Москвой и Тбилиси ведется очередное перетягивание каната. Россия, напомним, потребовала от наблюдателей организации покинуть территорию Южной Осетии, поскольку прежний мандат миссии ОБСЕ устарел и не соответствует новым реалиям. Поэтому Москва настаивает на учреждении двух самостоятельных миссий - в Тбилиси и в Цхинвале. Но возражение Тбилиси поддерживает Евросоюз. А что означает и сам по себе демонстративный уход Виктора Долидзе с должности посла Грузии в ОБСЕ? Во-первых, этот уход ослабляет позиции страны в ситуации, связанной с Миссией ОБСЕ. Во-вторых, лишний раз дает понять международному сообществу - не все ладно в королевстве Сакартвело (так по-грузински звучит название страны). Перед тем изрядно подмочили репутацию президента добровольная отставка посла Грузии в ООН Ираклия Аласания и его переход в оппозицию. Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе считает, что решение Долидзе свидетельствует о внешнеполитическом кризисе руководства, о чем «ныне пишут даже в западных СМИ». И напоминает, передает ИА GHN: еще в ноябре 2007 года отказался от своего поста посол Грузии в Швейцарии Леван Микеладзе. «Решение дипломатов вызвано действиями руководства», - убежден политолог и советует властям задуматься об этом.

«Что касается отставки Долидзе, насколько мне известно, он рассматривается как член команды Аласания. Возможно, вместе с ним и продолжит свою деятельность в оппозиционном политическом спектре», - подытоживает Рамаз Сакварелидзе.

Аласания, как уже сообщалось, рассматривается в качестве одного из самых сильных и серьезных претендентов на высший государственный пост. Его фигура приемлема и для Запада, и для России. Между тем, своей партии Аласания не создал. Вел переговоры о сотрудничестве с альянсом республиканцев и «Новых правых», но конкретных результатов пока нет.

Между тем, он собирает вокруг себя команду, в которую входит молодая политэлита страны. О поддержке Аласания уже заявил упомянутый дипломат Леван Микеладзе. Не исключает сотрудничества с Аласания и омбудсмен Созар Субари.

И вот совсем недавно грузинская пресса сообщила: Ираклий Аласания решил все-таки выступать под собственным оппозиционным флагом. На будущей неделе, мол, он объявит о создании своей партии. Ее костяк и составит отряд сторонников.

Ирина Пташковская