В ладу с собой

Cпасение Израиля - дело рук убийц?

Сегодня утром из ворот израильской тюрьмы "Аялон" вышел на свободу далеко не рядовой заключенный по имени Хагай Амир. В 1996 году он получил 16 лет за соучастие в убийстве израильского премьер-министра Ицхака Рабина. Непосредственным убийцей был его брат Игаль, приговоренный судом к пожизненному заключению. У ворот тюрьмы освобожденного Амира встречали как национального героя. Вдохнув первый глоток свободы, Хагай сказал: "я горжусь тем, что сделал. И не считаю нужным извиняться".

4 ноября 1995 года в Тель-Авиве на Площади Царей Израиля проходил многотысячный митинг в поддержку мирного процесса в Палестине. Главным оратором был премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. В своей краткой речи премьер призывал израильтян и палестинцев прекратить войну и начать мирные переговоры.

"Мне хочется поблагодарить каждого из вас, пришедших сюда, чтобы сказать НЕТ насилию и ДА миру. Я прослужил в армии двадцать семь лет. Я воевал до тех пор, пока не блеснула первая надежда на мир. Сегодня я верю, что есть шанс, и весьма реальный. Я всегда верил, что большинство народа стремится к мирной жизни, и сам готов пожертвовать многим ради этого. Но прежде всего, сам израильский народ доказал, что мир возможен. Нужно много молиться, чтоб наступил мир, однако одних молитв мало. Мир наступит, когда он станет истинным и единственным стремлением нашего народа. Мирный процесс связан с трудностями, иногда с очень большой болью. Безболезненных путей у нашего народа не осталось, однако мирный путь лучше тропы войны".

Читайте также Уроки Холокоста для мусульман

Речь Рабина оказалась его предсмертными словами. Когда он подходил к своей машине, в него выстрелили. Раны оказались смертельными. Через 40 минут Ицхак Рабин скончался в больнице.

Спецслужбам Израиля не пришлось долго искать убийцу. Человеком, стрелявшим в Рабина, оказался ультраправый радикал Игаль Амир. Он, собственно, и не скрывал, что мстил Рабину за мирные переговоры в Осло, где глава израильского правительства пошел на серьезные уступки Ясиру Арафату. Примерно в то же время спецслужбы Израиля вышли на Хагая Амира - старшего брата убийцы и его прямого соучастника в расправе над премьером-миротворцем. В конце марта 1996 года суд вынес братьям приговор. Игаль Амир получил пожизненный срок, его брат Хагай - 16 лет. Оба брата на процессе держались героями и не раскаивались в содеянном. "Я защищал народ Израиля от предательских соглашений в Осло", - сказал Игаль Амир, когда суд предоставил ему последнее слово.

Преступление братьев Амир потрясло весь мир. Что касается Израиля, то общество еврейского государства отнеслось к убийцам неоднозначно. Для израильских политиков было хорошим тоном публично пожелать братьям Амир самой жестокой смерти. А многочисленные гражданские активисты и правозащитники всячески отстаивали права осужденных братьев.

Когда Игаль Амир в 2004 году захотел в тюрьме сочетаться браком, то это послужило поводом для внеочередного заседания кнессета. Принятый израильским парламентом закон строго запретил осужденному убийце вступать в брак. Представитель фракции "Авода" Далия Йосик комментировал решение Кнессета так: "Единственное место, где было бы уместно проводить такую свадьбу - это бассейн, полный крови". Однако израильское правосудие оказалось сильнее этого закона. Под давлением многочисленных правозащитников Верховный суд Израиля удовлетворил прошение Игаля Амира о браке. Его супругой стала бывшая москвичка, ультрарадикальная сионистка Лариса Тримбоблер. Как и Амир, Тримбоблер считала убитого премьера предателем Израиля. Братья Амир стали для Ларисы героями, а помощь им - целью жизни. Тримбоблер при помощи правозащитников удалось убедить израильскую службу безопасности разрешить ей беспрепятственные свидания с Игалем Амиром.

Читайте также Помощь Палестине повисла в воздухе

Брак Игаля с восторженной поклонницей из России обеспечил братьям значительные поблажки в условиях содержания. Женатый заключенный Игаль Амир получал право на долгие свидания с женой. 28 октября 2007 года у супругов родился сын Янун Элия. Церемония обрезания малыша проходила в тюрьме, в присутствии отца.

Что касается Хагая Амира, то на протяжении всего срока он получал восторженные отклики "с воли" и раздавал комментарии всем, кто хотел его услышать. Один такой комментарий добавил к его сроку шесть месяцев. Этот довесок Хагай получил в 2006 году за публичные угрозы в адрес тогдашнего премьера Ариэля Шарона, осуществлявшего принудительную эвакуацию евреев из Газы и северной Самарии. В остальном, не без помощи Ларисы Тримбоблер, тюремная отсидка протекала для Хагая безболезненно. По свидетельству тех, кто сидел с ним в тюрьме, заключенный Амир "вставал на молитву до рассвета и целый день проводил в учении и духовном созерцании".

Вчера стало известно, что управление тюрем Израиля (ШАБАС) приняло решение отпустить Хагая Амира на свободу. Одним из первых об этом узнал израильский политолог Авигдор Эскин, знавший Амира лично.

"Завтра утром мы будем встречать Хагая с его семьей", - написал Эскин в заметке на своем сайте. "Там ожидается стая бесноватых леваков. Они буду протестовать против его освобождения. Этим они дезавуируют себя полностью. Хагай отсидел от звонка до звонка: ни трети срока не сняли, ни административного досрочного не удостоили. В отличие от 99% процентов заключенных. Против чего протестуют тогда эти красно-зеленые? Когда выпускали арабских террористов сотнями и весьма досрочно, они рукоплескали".

Сегодня у тюрьмы "Аялон" в самом деле собралось множество людей. Они разделились на лагерь друзей братьев Амир и лагерь их врагов. Идейные противники братьев Амир были в основном активистами "левых" партий. Но стоит сказать, что против братьев-убийц в Израиле настроены сейчас не только "бесноватые леваки". Известие о скором освобождении Хагая Амира вызвало негативные отклики многих видных политиков, в том числе бывшего главы "Моссада" Дани Ятома. Выступая в прессе, Ятом требовал не допустить выхода на свободу не раскаявшегося убийцы.

Однако требования Ятома, как и голоса родственников убитого Ицхака Рабина, ничего не могли изменить. Хагай Амир вышел из тюрьмы и отправился к родителям. Израильской прессе стало известно, что друзья Хагая уже начали кампанию по выбору невесты для своего неженатого друга. Адвокат Хагая Амира сообщил журналистам, что его подзащитный "ни в чем не раскаивается и убежден, что сделал все правильно". Хагай Амир подтвердил слова адвоката: "Я горжусь тем, что сделал. И не считаю нужным извиняться".

В это время миротворческие усилия покойного Ицхака Рабина в Палестине сходят на нет. Немецкая газета Frankfurter Allgemeine в начале мая этого года писала: "В отношениях между палестинцами и израильтянами уже давно нет места миротворческому процессу". Спустя 13 лет после провозглашения автономии у палестинцев так и не появилось своего государства. Скорее всего, и не появится, поскольку победа Нетаньяху на предстоящих парламентских выборах - практически свершившийся факт. Братья Амир, убившие премьера-миротворца Рабина, почитаются многими израильтянами как герои. Об Игале и Хагае их израильские поклонники говорят: "Они решили спасти свой народ ценой собственной свободы".