В ладу с собой

Ливан меж трех огней

Выступая не так давно перед народом Ливана, президент "страны кедров" Мишель Сулейман сказал: "Боже! Спаси Ливан!". Страну, которую некогда именовали "ближневосточной Швейцарией", медленно, но верно пожирает огонь развязанной извне большой ближневосточной угрозы. Ливанцы догадываются, кто именно поджег их родину. В их глазах эти страны представляются апокалиптическими чудовищами. Ждать помощи извне бесполезно. Ливанцы надеются только на чудо.

Новости из Ливана похожи на фронтовую сводку: Сирия потеряла контроль на границе с Ливаном, контрабанда оружия из Ливана в Сирию продолжается, а суннитский север страны постепенно превращается в большой тренировочный лагерь для боевиков сирийской оппозиции. Попытки официального Бейрута навести наконец у себя дома порядок воспринимаются в штыки. Снова, как по цепной реакции, начинаются угрозы извне и изнутри. Ливанская армия вынуждена сворачивать свои действия и отходить. Военные понимают, что в такой обстановке лучше не провоцировать внутренний конфликт, способный уничтожить хрупкий мир в два счета. Еще в ливанской армии понимают: скрытый враг - еще более худший, чем открытый, внешний. А в нынешних условиях Ближнего Востока, где господствует нелинейная логика, скрытый и внешний враг действуют в одной связке. При этом они делают вид, что воюют друг с другом не на жизнь, а на смерть.

Ливанский радикальный суннизм четко персонифицирован в клане Харири и партии "Аль-Мустакбаль". Ливанские сунниты, как и их собратья в Сирии, борются за свержение сирийского лидера Асада и клянутся, что пойдут "священной войной" на Израиль. По их словам, эта война до сих пор не состоялась по двум причинам: Сирией руководил "удобный Израилю" клан Асадов, а в Ливане суннитам связывала руки "Хезболла". Как утверждают сунниты, Башар Асад и "Хезболла" ликвидировали в 2005 году ливанского премьера Рафика Харири не без израильской наводки. И это - еще не полный набор парадоксов, которые базируются уже не на местных мнениях, а на фактах журналистских расследований.

Достоверно известно, что клан Харири давно состоит в тесных деловых связях с саудовским политическим истеблишментом, который живет мечтой об уничтожении Израиля. О теплых чувствах Харири и Эр-Рияда знали и в Израиле. Однако после гибели Рафика Харири израильские СМИ были проникнуты сочувствием к ливанскому другу саудитов и обвинениями в адрес Сирии, Ливана и Ирана. Примечательно, что в ходе расследования этого убийства Израиль отказался помогать следователям, хотя располагал всеми необходимыми фактами.

Читайте также: Уничтожить Сирию:миссия выполнима?

Французский журналист Тьерри Мейсан выявил еще одну интересную деталь. "Адская машина", отправившая Рафика Харири на тот свет, была произведена... в Израиле. Руководил трибуналом по убийству Харири итальянский юрист Антонио Кассезе, бывший председатель трибунала по Югославии, который известен на весь Ближний Восток своей яркой произраильской позицией. Данные, собранные Мейсаном, вкупе с давними доводами ливанской разведки привели общество "страны кедров" к единодушному мнению: давняя взаимная вражда Саудовской Аравии и Израиля ничуть не мешает этим странам плодотворно дружить против шиитов Ливана и "Хезболлы".

В этой странной дружбе особое место занимает такой человек, как Самир Жажа, ливанский христианин-маронит, глава оппозиционного движения "Ливанские силы". Самир Жажа известен в Ливане и Сирии как военный преступник, избежавший смерти не без помощи Израиля. В самом начале "арабской весны" в Сирии Жажа выразил полную поддержку противникам Асада. Теперь, когда пламя сирийской войны перекинулось на Ливан, Жажа всячески саботирует мирные переговоры между ливанскими суннитами и шиитами. Лидер "Ливанских сил" утверждает, что "Хезболла" никогда не сложит оружие, поэтому переговоры с ней обречены на провал. Кроме того, он называет шиитов Ливана "пятой колонной" Ирана, который якобы использует "страну кедров" в качестве боевого плацдарма для своих агрессивных действий на Ближнем Востоке. Несмотря на то что Жажа - преступник, к его словам прислушиваются больше, чем к доводам того же Хасана Насраллы. Тем временем стремительно накаляется обстановка на южных рубежах Ливана.

Читайте также: "Арабская весна" пришла в Ливан

11 июня на израильско-ливанской границе было завершено строительство полуторакилометровой разделительной стены, возводимой Израилем. Вдоль стены, высота которой составляет семь метров, установлены датчики, видеокамеры и суперсовременная система электронного предупреждения. По словам ливанцев, от этого пиршества технопрогресса они не ждут ничего доброго. Стена возведена за "синей линией" границы, утвержденной после Второй ливанской войны. Выходит, что Израиль нарушает международные договоренности. На ливанские протесты в адрес Израиля международное сообщество не среагировало. Что, разумеется, нисколько не добавило спокойствия "стране кедров". С севера - хаос и гражданская война в Сирии. Внутри самого Ливана - раздуваемые извне религиозные противоречия. С юга - непонятные действия Израиля. Не надеясь ни на кого больше, ливанский президент Мишель Сулейман призывает к Всевышнему. Во время своего недавнего выступления перед народом он сказал: "О Боже! Спаси Ливан!"

Ливан меж трех огней. Мишель Сулейман и Патриарх Кирилл в Бейруте
Мишель Сулейман и Патриарх Московский Кирилл


Тамерлан Алероев