В ладу с собой

Иран станет частью Азербайджана?

Объединение Южного и Северного Азербайджана - необратимый процесс, который не стоит форсировать. Жители по обе стороны границы (Азербайджанская Республика и северные провинции Ирана) понимают и хотят этого, но никто из них не желает, чтобы этот процесс сопровождался военными действиями, которые неизбежно приведут к большим человеческим жертвам. Таково мнение азербайджанского политолога Фикрета Садыхова, прокомментировавшего информацию о возможном присоединении Южного Азербайджана к Азербайджанской Республике. А возник этот вопрос на фоне широкого обсуждения возможного военного удара по атомным объектам Ирана.

Ни для кого не секрет, что Израиль и США рассматривают варианты использования территорий сопредельных с Ираном стран для нанесения военного удара по ИРИ. В качестве возможного плацдарма называется территория Азербайджана. Некоторые британские и израильские СМИ утверждают, что Израиль еще в прошлом году договорился использовать для дозаправки своих самолетов советские аэродромы, расположенные в Азербайджане у самой границы с Ираном. Но эта информация не нашла подтверждения. Более того, официальные лица неоднократно заявляли, что территория страны не будет использована для атаки соседних государств. Баку четко придерживается позиции нейтралитета по всем вопросам, которые касаются стран региона.

Убежденность ряда экспертов в том, что США готовы присоединить к Азербайджану территории северного Ирана, населенные этническими азербайджанцами, в обмен на участие Баку в военной операции против ИРИ на стороне Запада, не соответствует действительности, считает Фикрет Садыхов. Во-первых, обращение конгрессмена Дана Роробахера к госсекретарю Хиллари Клинтон (о поддержке борьбы за независимость Южного Азербайджана от Ирана и о возможности его объединения с Азербайджанской Республикой - прим. автора) в данном случае является мнением частного лица. Оно не отражает официальной позиции США по данному вопросу. Она могла быть отражена в ответе госсекретаря, но этот ответ не оглашается.

Кроме того, необходимо обратить внимание на заявление официального представителя Госдепа Виктории Нуланд. Она подтвердила, что США выступают за соблюдение принципа территориальной целостности. А это еще раз говорит о том, что никто не обсуждает вопрос отсоединения Южного Азербайджана от Ирана.

Это подтверждает и высказывание политолога Габиля Гусейнли. Он уверен, что нынешняя политика Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке не подразумевает изменения границ какого бы то ни было государства. В иранском вопросе план США представляет собой претворение в жизнь широких демократических изменений. В рамках этого национальным меньшинствам страны, к которым относится и многомиллионная азербайджанская диаспора, должны быть представлены широкие национально-культурные автономии. Политолог не исключает, что в процессе демократизации может возникнуть ситуация, когда народы потребуют для себя больше прав и свобод.

Габиль Гусейнли абсолютно не согласен с тезисом о том, что азербайджанцы широко представлены в нынешней власти, и поэтому говорить об ущемлении их прав якобы не приходится. Во-первых, не надо забывать, что азербайджанская династия Сефевидов является создателем Сефевидского государства, юридическим правопреемником которого и стал нынешний Иран, напоминает политолог. Азербайджанские династии Сефевидов, Каджаров и Афшаров управляли страной вплоть до начала 20-го века, когда персидская династия Пехлеви узурпировала власть и начала претворять в жизнь антиазербайджанскую шовинистическую политику. К сожалению, это продолжается и по сей день. Что касается представленных во власти азербайджанцев, большинство из них оторваны от своих исторических корней. Более того, в политике они еще большие шовинисты, чем сами персы, считает политолог.

Говоря о ситуации вокруг Ирана, необходимо отметить, что, несмотря на сильное давление со стороны мирового сообщества, Тегеран продолжает свои ядерные разработки. Эта тема была в центре внимания и на встрече Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом на Саммите Движения неприсоединения. Власти ИРИ должны доказать мировому сообществу, что их ядерная программа носит исключительно мирные цели - с такой позицией выступил генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Он отметил, что разочарован отсутствием ощутимых результатов на переговорах Исламской Республики с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Генсек ООН подчеркнул, что в дальнейшем "Иран должен будет подтвердить, что имеет исключительно мирные намерения". Это можно будет сделать, "создав условия для ведения диалога", считает Пан Ги Мун.

МАГАТЭ пытается получить доступ на атомный объект в Парчине, где, как полагают, могут проводиться ядерные исследования военного направления. Западные эксперты обвиняют Тегеран в том, что тот скрыл доказательства военных исследований в Парчине. В Иране отвергают обвинения, однако отказываются допустить международных экспертов на объект.

Надир Шафиев