В ладу с собой

Грузинские ГЭС как часть турецкой экономики

Турция, в рамках экономической глобализации, вполне может претендовать в будущем на роль "эпицентра экономического развития". Однако у этого развития есть один существенный "тормоз" - острая энергетическая недостаточность. Проблему с электричеством турки хотят решить при помощи соседней Грузии. Михаил Саакашвили активно лоббирует строительство новых ГЭС, так как благодаря им пополнится бюджет и появятся рабочие места. Но так ли это на самом деле?

Рост энергопотребления в Турции - один из самых быстрых в мире. Он составляет около 9 % в год. Введение новых энергогенерирующих мощностей попросту не поспевает за ростом спроса на электричество. Уже сегодня дефицит приводит к практически ежедневным отключениям света. Турция вынуждена увеличивать импорт электроэнергии и учитывать это в своих экономических планах.

Турция настолько нуждается в электроэнергии, что, к примеру, 24 декабря 2008 года по инициативе TGR Enerji, дочерней компании российского ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", было принято решение об импорте российского электричества через территорию Грузии в Турцию. Тогда грузино-российские отношения были крайне напряжены. Но, как говорится, "война - войной, а свет по расписанию".

Но, даже несмотря на контракты с Россией, Турция нуждается в мощном "близлежащем энергетическом доноре", который мог бы поставлять в страну электроэнергию в часы пиковых нагрузок. В качестве такого донора рассматривается в первую очередь богатая энергоресурсами Грузия.

Развитие грузинской гидроэнергетики просто жизненно необходимо для Турции. Остается только проанализировать, насколько такая ситуация соответствует интересам самой Грузии.

Учитывая сегодняшний уровень развития грузинской экономики, существующих энергетических мощностей для нее, в принципе, достаточно. Тем не менее инициаторы массового строительства крупных ГЭС доказывают, что увеличивать количество электростанций крайне необходимо, поскольку на экспорте электроэнергии Грузия сможет хорошо заработать, и будут созданы новые рабочие места. Особенно настаивает на появлении ГЭС пока еще президент Грузии Михаил Саакашвили, тогда как его политические противники продекларировали намерение пересмотреть энергетические планы страны.

Работа по включению Грузии в энергосистему Турции идет интенсивно. В 2009 году турецкая компания Georgian Urban Energy (GUE) начала строительство Паравани ГЭС мощностью 78 МВт. Электроэнергию, которую будет вырабатывать станция, планируется подавать на подстанцию в Ахалцихе, а затем в Турцию. Для этих целей недавно введена в эксплуатацию 400-киловаттная ЛЭП. Начато строительство Нескра ГЭС и Намахвари ГЭС, готовится к реализации проект "Каскад ГЭС Они", строительство ГЭС в Аджарии.

Эти проекты не прошли полноценной экспертизы, в том числе экологической. Каскады ГЭС с водохранилищами намечено строить на полноводных реках Западной Грузии - Риони, Ингури и Аджарисцкали. Под угрозой окажется экологический баланс в пока что наиболее "чистых" провинциях Грузии - Раче, Сванетии и горной Аджарии. Под воду уйдут ценнейшие в условиях горного малоземелья сельхозугодья. Ряд сел попадает в зону подтопления вместе с историческими памятниками. Будут затоплены ценнейшие лесные массивы.

Парадокс: власти Грузии декларируют намерение развивать туризм и тут же отдают под затопление и уродующие пейзажи стройки самые красивые уголки территории.

Сторонники строительства ГЭС на реках Грузии приводят пример Норвегии, где доля гидроэнергетики составляет около 99 %. Но сторонники "норвежского опыта" чаще всего никогда не были в этой стране. В Норвегии нет постоянных поселений и сельхозугодий, расположенных выше 300-400 метров над уровнем моря. Верховья круто падающих норвежских рек - это горные тундры и горные луга. И водохранилища, и дорогие плотины для их создания здесь особо не нужны: здесь множество "естественных водохранилищ" - ледниковых озер, а стоки рек образуют целые каскады водопадов. Достаточно отвести часть водопада "для генерации" - и ГЭС готова.

В Грузии совершенно другая ситуация. Долины грузинских горных рек густо заселены. Строительство ГЭС с водохранилищами потребует переселения людей, однако даже те, чьи дома не подпадут под затопление, окажутся в трудной ситуации. Ведь клочки полей, сады, огороды, виноградники, иногда сенокосы в этих малоземельных районах находятся "в глубине долины". Что же касается рабочих мест для местного населения на стройках, то строительство ГЭС - как правило краткосрочный цикл. Здесь работают "вахтовым методом", и рабочих перебрасывают с одной стройплощадки на другую.

Негативных моментов от массового строительства ГЭС в Грузии много. Проекты реализуются в первую очередь в турецких интересах. Турция будет всячески лоббировать их реализацию и стремиться не допустить сворачивания. Однако пересмотреть ряд проектов с целью минимизации негативных последствий просто необходимо.

Владимир Цхведиани