В ладу с собой

Грузия даст Абхазии и РЮО слово?

Пойдут ли новые власти Грузии на либерализацию "Закона об оккупированных территориях", который подразумевает уголовное преследование лиц, посетивших Сухуми и Цхинвали без ведома Тбилиси? Эксперты считают это решение вполне приемлемым. Аналитики также обсуждают инициативу депутата парламентария от "Грузинской мечты" Гии Вольского, который поддерживает идею о придании делегациям Абхазии и Южной Осетии статуса "стороны" на Женевских переговорах. По словам Вольского, этот формат хорошо работал до 2006 года.

Термин "оккупация" - одно из главных противоречий между Россией и Грузией, особенно при обсуждении этого вопроса на международных форумах. Грузинская сторона каждый раз требует зафиксировать этот термин в отношение Абхазии и Южной Осетии в итоговых резолюциях таких организаций, как ООН, НАТО, Совет Европы. Россия категорически против и считает, что сегодняшняя ситуация ничего общего с оккупацией не имеет, и речь идет о существовании независимых государств - Абхазии и Южной Осетии.

После принятия парламентом Грузии "Закона об оккупированных территориях" любая бизнес-деятельность иностранных компаний, посещение иностранными делегациями Абхазии и Южной Осетии, просто туристическая поездка без согласия Тбилиси стали считаться нарушением грузинского законодательства. За это полагается тюремный срок. То есть если кто-то из России приехал в Сухуми, скажем, к родственникам, а затем поехал к друзьям в Тбилиси, то вместо праздничного грузинского стола он может попасть в грузинскую тюрьму.

После смены в Грузии власти в октябре 2012-го года стали поговаривать о возможности смягчения закона об оккупации. Россия настойчиво требует от Грузии убрать оттуда пункт, по которому любой человек, посетивший Абхазию или Южную Осетию, может быть арестован в Грузии. Грузинские эксперты либерализацию этого закона считают вполне реальной, однако все будет зависеть от двусторонних переговоров.

По мнению грузинских аналитиков, этот пункт закона об оккупированных территориях и так уже давно не работает. Во-первых, любой гражданин России и другой страны вполне может воспользоваться разными паспортами для посещения Абхазии и поездки в Грузию. Во-вторых, посетителям Абхазии и Южной Осетии уже давно не ставят штамп при пересечении границы, так что определить, был ли он в Сухуми или Цхинвали, невозможно.

"Для смягчения этого закона необходимо в первую очередь установить какие-либо контакты с российской стороной, а также с представителями Сухуми и Цхинвали, и провести переговоры по этому вопросу, - заявил GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили. - Я считаю вполне приемлемым, чтобы из закона убрали уголовное преследование лиц, которые посетили эти территории. Не следует забывать, что закон касается не только граждан России, но и жителей стран СНГ и других государств. Но либерализация законодательства будет зависеть от того, насколько продвинутся вперед переговоры и насколько это будет соответствовать интересам Грузии", - заявил Цискаришвили.

Еще одна инициатива членов коалиции "Грузинская мечта" также вызвала неоднозначную реакцию. Представитель парламентского большинства Георгий Вольский считает вполне реальным придать статус "стороны" делегациям Абхазии и Южной Осетии на Женевских переговорах. Вольский отмечает, что этот формат очень хорошо работал, позволял вести переговоры и подписывать значительные соглашения. "Мирный процесс шел достаточно активно до 2006 года, была создана "дорожная карта", которую поддерживало все мировое сообщество. Если бы не чрезмерно жесткая позиция предыдущих властей Грузии, процесс продолжился бы весьма успешно", - отмечает Вольский.

Часть экспертов считает, что успех на Женевских переговорах вовсе не зависит от того, будет ли у представителей Сухуми и Цхинвали статус "стороны" или нет. К тому же Грузия не может в одиночку принять решение по этому вопросу, и необходимо согласие международных посредников. Другая же часть аналитиков отмечает, что это решение неизбежно. В противном случае встречи в рамках Женевского формата не выйдут за рамки простых консультаций.

"Я думаю, рано или поздно вопрос о "сторонах" на переговорах встанет на повестку дня, - заявил GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Геогрий Хуцишвили. - Мне пока сложно сказать, в какой форме это произойдет, но я считаю, что необходимо начать обсуждение этого вопроса. До сих пор грузинская сторона наотрез отказывалась обсуждать этот вопрос, считая абхазскую и югоосетинскую делегацию частью российской. В то же время Россия заявляла, что Грузия должна вести диалог с Сухуми и Цхинвали. Из-за этого Женевский процесс натолкнулся на серьезные препятствия. Поэтому их мандат при участии в Женевском процессе должен быть определен. Это ни в коей мере не означает признания независимого политического статуса Абхазии и Южной Осетии. Если мы хотим превратить переговоры в Женеве в механизм принятия конкретных решений, абхазская и осетинская стороны должны получить статус на этих переговорах", - заявил Хуцишвили.

Михаил Вардзелашвили

В данном материале используется грузинская топонимика, так как автор материала проживает в Грузии.