В ладу с собой

Грузией правит Церковь?

Церковная проблема была и остается одним из главных камней преткновения в армяно-грузинских отношениях. В настоящий момент в Тбилиси действует только одна армянская церковь - св. Эчмиацин (другая закрылась на ремонт), хотя армянская община Тбилиси насчитывает 80 тысяч человек. Грузинская епархия ААЦ требует вернуть в ее владение шесть церквей, которые объявлены спорными.

Проблема армянских церквей в Грузии затрагивает довольно специфические отношения между грузинскими властями -духовными и светскими. Как отмечает большинство экспертов, тема возвращения церквей очень болезненно воспринимается в ГПЦ, которая, согласно заключенному Конкордату с правительством, является владельцем всех духовных памятников на территории страны. Попытки грузинских властей как-то решить данную проблему всегда сходили на нет из-за жесткой реакции церкви. В 2011 году со стороны властей Грузии была предпринята подобная попытка, однако она была задушена в зародыше после того, как ГПЦ подняла сильную националистическую волну.

Священники на массовых мероприятиях призывали народ "защищать свои церкви кровью". Однако решение проблемы было спущено на тормозах после того, как Грузинская Церковь заявила о своих претензиях на ряд православных храмов уже на территории Армении.

Читайте также: Между Арменией и Грузией стоит Церковь?

Искра надежды у армянской стороны на решение этой застарелой проблемы появилась после недавнего визита грузинского премьер-министра Биндзины Иванишвили в Ереван. Тогда он заявил, что грузинское правительство готово принять любое решение совместной армяно-грузинской комиссии, которая будет исследовать вопрос принадлежности храмов. Иванишвили также выразил готовность за счет средств своего благотворительного фонда начать ремонтно-восстановительные работы по благоустройству этих храмов.

С другой стороны, ситуация усугубляется также тем, что грузинская епархия ААЦ, как отмечают местные армянские активисты, долгие годы придерживалась пассивной позиции, не стала связующим звеном в общине и довольно мягко реагировала на церковную проблематику. "Сильная церковь, конечно же, залог сильной общины. Однако были времена - слава Бог,у сейчас эта тенденция сходит на нет, - когда позиция общины и Церкви не совсем совпадали. Это, например, вопрос возвращения церквей и реагирования на антиармянскую деятельность грузинских священников. Нужно также учитывать, что наша Церковь, осуществляя деятельность в Грузии, вынуждена считаться с властью. Однако, по нашей оценке, чересчур тесные отношения были у Церкви с государством, и это влияло на то, как епархия видела проблемы и как реагировала на них", - заявил в беседе с корреспондентом GTimes представитель НПО "Армянская община Грузии" Сандро Оганов.

Как он заметил, внушает оптимизм тот факт, что при поддержке армянского государства при грузинской епархии ААЦ открылся культурный центр, который привлекает людей. "Однако вместе с этим вызывает определенную тревогу закрытие церкви св. Геворга на ремонт, так как есть горький прецедент. Например, церковь св. Эчмиацин была закрыта на 6 лет, хотя сначала заявили, что ее закроют на несколько месяцев для ремонтно-реставрационных работ", - поделился своими опасениями наш собеседник.

Читайте также: Армяне Тбилиси уходят на дно

Епархия ААЦ смотрит на проблему через призму религиозной солидарности. По мнению епархии, проблемы в вопросе церквей нужно решать планомерной работой, а не эмоциональными заявлениями. "Мы имеем дело с братскими народами христианского вероисповедания, и эмоции с обеих сторон здесь излишни. Нужно работать, договариваться насчет решения проблемы, которая затрагивает разные сферы, а не показывать кулаки и идти в упор", - подчеркнул священнослужитель ААЦ, пожелавший остаться неназванным.

Грузинские же эксперты сходятся во мнении, что корнем церковной проблемы являются завышенные ожидания двух сторон. "С двух сторон идет перегиб палки. Однако сторона требует сразу 6 церквей, а другая, имея сильные позиции в обществе, категорически отказывается принять требования противоположной стороны, и вдобавок заявляет о своих претензиях на православные храмы уже на территории Армении", - заключают грузинские наблюдатели.

Вместе с этим армянская община с большой осторожностью относиться к заявлению Иванишвили по поводу решения проблемы принадлежности церквей посредством армяно-грузинской комиссии. На их взгляд, заявление грузинского премьера, конечно, свидетельствует о смене общего политического климата вокруг данной проблемы, однако не может быть быстро реализовано ввиду сопротивления Церкви, где сконцентрирован основной националистический потенциал общества. ГПЦ в любой момент может подорвать позиции государственной власти.

"Реальная власть в Грузии - церковная. Того же Иванишвили на выборах поддержали церковные деятели. Все это видели. Таким образом, не считаться с требованиями ГПЦ ни одно правительство не может. То есть от Иваншвили, даже при его сильном желании, мы не может требовать действий, которые привели бы к конфликту с Церковью. Конечно, армянская община должна выступать с требованиями, но, как для гражданки Грузии, если смотреть на ситуацию трезво, для меня ясно, что она (власть) просто не может пойти на кардинальные действия", - подчеркнула в беседе с GTimes армянская активиста, автор каталога "Армянские художники Грузии" Ирена Оганджанова.

Данную проблематику она сравнила с вопросом признания геноцида армян со стороны Тбилиси. "Мы можем и должны требовать от грузинского правительства признания геноцида, но это произойдет после Турции. Что должно произойти в грузино-турецких отношениях, чтобы Грузия пошла на такой шаг, в то время когда Турция является серьезнейшим экономическим партнером Тбилиси?" - задается вопросом она.

Карен Арменакян