В ладу с собой

Грузинским производителям дадут на чай?

Чайные плантации Грузии сегодня в полном упадке. Количество возделываемого здесь чая в последние несколько лет стремительно падает. И хотя грузины не отличаются особой любовью к чаю, но даже небольшой процент потребности в этом напитке грузины покрывают за счёт импортного товара, индийского или вьетнамского. Специалисты считают, что 80 % ввозимого чая - это фальсифицированный и просроченный продукт. Почему жителям Грузии, при наличии нужного климата и благоприятных условий, стало невозможным самообеспечение чаем?

Со времён советской Грузии мы помним прекрасные грузинские фильмы на тему чая, где выдающиеся сборщицы листьев участвовали в соревнованиях и выдвигались на правительственные награды, вроде "Герой социалистического труда". При этом напиток, без которого жизнь в соседнем, скажем, Азербайджане представить невозможно, в Грузии особой популярностью не пользовался никогда. Тем не менее разведением чайной культуры здесь занимаются ещё с 30-х годов прошлого века, после того как известный агроном Аполлон Квирквелия внедрил её в грузинский город Ланчхути. Откуда чай позже распространился по всей Грузии. Любовь этой культуры к субтропическому климату позволяет чайным плантациям расти в Гурии и Мегрелии. Небольшой процент возделываемого в Гурии чая идёт на экспорт. Самая распространённая марка грузинского чая, которую можно встретить на местном рынке - это "Гуриэли".

Однако сегодня, к большому сожалению, некогда вкусный грузинский чай постепенно теряет свои свойства. И происходит это по причине неухоженности чайных плантаций.

Было время, когда Грузия потребляла 3 500 тонн чая. Сегодня потребность снизилась до 1 500 тонн. Несмотря на то что экспорт чая производится в Америку, Германию и другие страны, экспорт этот незначительный.

В Грузии чайная культура оказалась в сложнейших условиях также по причине уменьшения числа фабрик. В районах работает приблизительно 15 минифабрик, готовых к принятию урожая. В беседе с нами руководитель Бахвской микрофабрики Кетеван Вашаломидзе поделилась своими опасениями на счёт будущего чайной культуры: "Плантации неухоженные, в результате этого биохимические составляющие чая не соответствуют норме. И какие бы красивые листья ни были собраны, чай в итоге не получается качественным. Произведенная продукция отличается хорошим видом, оставляет хорошее впечатление, но у нее нет аромата и соответствующего вкуса. Всё это отражается на прибыли фабрики и обороте продукции", - отмечает Вашаломидзе.

В западной Грузии урожай чая обычно бывал обильным. Помимо государственных предприятий, в чайный бизнес были включены и частные производители.

С нами беседует жительница села Макванети Циала Бабилодзе: "Раньше у нас во дворе были чайные кусты. Мы их обрабатывали, использовали и хранили чай для семейных нужд, или дарили его гостям. Получался редкий по вкусу напиток. Моя мать собирала чай на колхозной плантации, была даже Героем социалистического труда. У нас был большой доход от чайного производства. Теперь плантации пришли в упадок и неизвестно, когда приобретут прежнее состояние", - говорит Циала Бабилодзе.

Уже последние 6-7 лет состояние чайной культуры остаётся неизменным. В этом году ожидается урожай чая в 4000 тонн. Однако сборщики чая не надеются на хороший урожай, так как большая часть чайных кустов одичала, а это не может не отразиться на качестве и количестве урожая.

В итоге 90 % местного рынка снова составит иностранная продукция. По мнению руководителя чайной ассоциации Грузии Тенгиза Свинидзе, чай в страну поступает в основном из Азербайджана, который экспортирует не свой высококачественный ленкоранский чай, а переправляет продукцию, приобретённую в Индии и Вьетнаме. В Баку производится лишь переработка и упаковка продукции. Такой чай хорошо продается на местном рынке в Азербайджане и частично в Грузии.
Тенгиз Сванидзе уверяет нас, что замена импортного чая на грузинский вполне возможна, если будет справедливая конкуренция. Он надеется на помощь правительства. "Для этого необходима тщательная проверка качества продукции. У нас есть обоснованные подозрения, что больше 80 % импортного чая - это фальсифицированный и просроченный продукт с искусственными красителями неизвестного происхождения. Он всегда дешевле экологически чистого чая. Я очень надеюсь, что грузинский чай будет достойным конкурентом импортному не только по качеству, но и по цене и дизайну упаковки. В первую очередь нам нужна помощь государства в улучшении условий труда, и главное - использование реальной возможности и потенциала чая", - говорит руководитель чайной ассоциации.

"Мы должны получить около 400 тонн чая, - говорит директор Анасеульской чайной фабрики Гия Хучуа. - К сожалению, ожидаемый рост не фиксируется. Мне неизвестно, что предпримет по этому поводу новое правительство. Как видно, это ещё не решено. Первым делом необходим уход за плантациями". По информации Хучуа, 99 % продукции анасеульской чайной фабрики идет на экспорт, особенно на Украину и Узбекистан. Исходя из информации министерства сельского хозяйства, в новой программе предусматривается поддержка грузинских регионов в чаеводстве. Однако конкретные мероприятия в этом направлении намечаются только на 2014-й год.

Нато Велиа