В ладу с собой

Москва и Тбилиси: попытки переступить черту

Есть ли сегодня позитивные моменты в отношениях России и Грузии? Грузинские эксперты перечисляют несколько сфер, в которых стороны могут продолжить сотрудничество. Что касается политических моментов, то прогресс здесь зависит от того, смогут ли Москва и Тбилиси переступить проведенную ими же самими т. н. "красную черту".

Грузия и Россия ищут выход из тупиковой ситуации, в которую зашли двусторонние отношения. Проблем накопилось много, но можно найти и общие интересы. Правительство Иванишвили декларирует развитие сотрудничества в экономической сфере. Со стороны Грузии это экспорт вина и сельхозпродукции в РФ, с российской стороны - вложение инвестиций в грузинскую экономику.

Так, недавно в СМИ появилась информация, что несколько российских компаний заинтересованы в строительстве на территории Грузии завода по переработке винограда. Руководитель координационного центра международных инвестиций Георгий Сетуридзе, который участвовал в этих переговорах, пока не называет названия этих компаний, однако говорит, что речь идет о вложении в винный сектор "десятков миллионов долларов" со стороны России.

Читайте также: Грузинское вино: качество под вопросом

Еще одна сфера, где могут сотрудничать Грузия и Россия - туризм. Российские туристы и сегодня приезжают в Грузию, однако правительство надеется увеличить их количество. Большой популярностью пользуются различные горные маршруты, в том числе для альпинистов. Однако поскольку в Грузии на относительно небольшом расстоянии друг от друга есть и горы, и море, то российские туристы могут разнообразить маршрут для путешествий.

Одна из важных проблем, которую можно решить в недалеком будущем и которая частично уже решена - транспортное сообщение. Между двумя странами уже летают самолеты, передвигается автомобильный транспорт. Речь идет о восстановлении абхазского участка железной дороги для прямого железнодорожного сообщения между Грузией и Россией, а также между Россией и Арменией. Несмотря на несколько заявлений грузинского правительства о готовности обсуждать этот вопрос, он пока не сдвинулся с мертвой точки - необходимо принятие политического решения. Но в перспективе железная дорога может сыграть большую роль как в решении проблем, связанных с Абхазией, так и в нормализации двусторонних отношений.

По словам грузинских экспертов, на данном этапе стороны могут обсуждать лишь развитие уже существующих сфер двустороннего сотрудничества. Что касается политических вопросов, то здесь мешают т. н. "красные линии", за которые ни одна из сторон переступать не собирается. "Я думаю, что нынешним состоянием двусторонних отношений ни в Грузии, ни в России не могут быть довольны, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим и военным вопросам Вахтанг Маисая. - Если говорить о позитиве, то, по моему мнению, можно приветствовать то, что заработали каналы народной дипломатии. Проводятся также встречи на официальном уровне между Зурабом Абашидзе и Григорием Карасиным - раньше подобных переговоров не было. Еще я считаю положительным моментом сотрудничество в области обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи. Я приветствую также участие грузинских спортсменов в этой Олимпиаде. В Грузии в последнее время наблюдается снижение антироссийской истерии. От правительства Иванишвили, правда, слышны критические ноты в отношении России, но это, конечно же, далеко не те почти нецензурные высказывания, которые позволял себе Михаил Саакашвили. Положительным моментом также является открытие для Грузии российского рынка. Безусловно, это положительно скажется и на политических отношениях. В конечном счете все это должно привести к возможности начала политического диалога", - полагает эксперт.

Читайте также: "Грузии необходима десаакашвилизация"

Эксперт Тенгиз Пхаладзе считает, что в грузино-российских отношениях стороны добились максимума, которого можно было достичь на данном этапе. "Пространство для сотрудничества между странами на сегодняшний день не столь уж большое, - сказал Пхаладзе в интервью GeorgiaTimes. - Это в первую очередь торгово-экономические отношения, и то частично, поскольку в данном случае это не касается Абхазии и Южной Осетии. Ну и еще так называемые гуманитарные вопросы, что было согласовано в формате диалога между Абашидзе и Карасиным. Вот эти темы можно развивать, обсуждать и продвигаться вперед, и еще найти какие-то "подтемы", над которыми также можно работать. Что касается других сфер, то это может быть облегчение для граждан Грузии визового режима, культурные связи. Пока за рамки этих вопросов стороны выйти не могут. Самое главное, что любые попытки коснуться политических тем натыкаются на "красную линию", за которую ни Грузия, ни Россия сегодня переступать не собираются", - сказал Пхаладзе.

В частной беседе эксперты отмечают, что прогнозировать, как будут развиваться грузино-российские отношения, чрезвычайно сложно. Пока факторов, которые могут помешать налаживанию двусторонних отношений, больше, чем тех, которые способствуют решению главных политических проблем.

Михаил Вардзелашвили