В ладу с собой

Как стать беженцем за 30 лари

Власти Грузии начали процесс выявления "ложных беженцев". Для этого министерство по делам временно перемещенных лиц проводит процесс их повторной регистрации. Уже выявлены обладатели поддельных свидетельств, кое-кто даже стал фигурантом уголовных дел. Однако проблема беженцев продолжает быть очень острой.

Марина Салуквадзе - беженка из Абхазии. Она уже 10 лет ходит по разным инстанциям в надежде доказать собственную правоту. Дело в том, что Марину обманом выселили из занимаемой жилплощади ее знакомые, а затем продали ее комнату в здании бывшего ПТУ в Тбилиси. Сегодня там проживает семья из Кутаиси, которая никакого отношения к беженцам не имеет. А Марина уже который год ютится в малюсенькой комнатушке у родственников. "Нас 8 человек, и мы живем в двух комнатах, в том числе трое детей, - сказала Марина в интервью GeorgiaTimes. - Мне очень жалко этих людей, но еще больше они жалеют меня. А те обманщики, которые выселили меня из занимаемой квартиры в профтехучилище, каким-то образом получили даже свидетельство беженцев, получают материальную помощь и имеют социальные льготы. И где же тут справедливость?" - недоумевает она.

Кто же эти люди, требующие жилья и финансовых выплат - беженцы или шарлатаны? Таким вопросом задалось министерство по делам беженцев Грузии, когда вновь запустило процесс регистрации этих людей. Этот процесс начался в августе и продлится до конца года, потому что у властей появились сомнения насчет некоторых беженцев: а те ли они на самом деле, за кого себя выдают? Дело в том, что в разное время, в основном перед выборами, происходила выдача ложных свидетельств беженцев, что являлось одним из механизмов фальсификации на выборах. Поскольку подлинного количества временно перемещенных лиц из Абхазии никто не знает (по разным подсчетам, их от 150 до 300 тысяч), то подделать эти свидетельства, боясь "быть застуканным", не составляло особого труда. Министерство говорит и о каких-то "других причинах", по которым выдавались "лжесвидетельства", однако не уточняет, в чем они заключаются.

Читайте также: Беженцы, которых не вернуть

"Поддельных" беженцев обнаружили достаточно быстро. В отношении нескольких лиц уже возбуждены уголовные дела. Дело в том, что статус беженца дает серьезные социальные льготы, а получить его в обмен на обещание проголосовать за конкретную политическую силу было не слишком сложно. Вот и выстраивались перед выборами длинные очереди перед зданием правящей тогда партии - "Единого национального движения", в надежде обрести "заветную" справку и определенные льготы, которые давали возможность кое-как свести концы с концами.

По мнению экспертов, необходимо не только определить количество беженцев и выявить "мертвые души", но и в целом пересмотреть этот статус. "Мне непонятно, сколько лет эти люди будут называться беженцами, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цинцадзе. - К тому же этот статус передается их детям, внукам, а если ситуация не изменится, то, возможно, и правнукам. То есть 3-е или даже 4-ое поколение называют себя "беженцами". Это уже комичная ситуация. Конечно же, столица Грузии не сможет справиться с таким количеством людей. Почти все жители Западной Грузии, которые находятся в Тбилиси, называют себя беженцами, и никто не интересуется, а жили ли они действительно в Абхазии, или приехали, скажем из Зугдиди или Озургети".

Раньше получить справку о том, что ты беженец, можно было без труда, подтверждает Цинцадзе. "Достаточно было заплатить 30 лари, вернее, дать взятку. Ведь этот документ дает целый ряд официальных и неофициальных привилегий. Вот смотрите, беженцы могут беспрепятственно торговать прямо на улице, и никто их не трогает. Правда, одно время в Тбилиси это запретили, а сейчас снова позволили, и центральные улицы города вновь стали походить на столицу какого-либо африканского государства".

"Существует еще проблема их проживания в различных учреждениях, откуда никак не удается выселить этих людей, - напоминает эксперт. - А ведь приходит инвестор, заключает соглашение с государством, платит деньги, и тут вдруг выясняется, что в этом здании живут беженцы. И так уже больше 20-ти лет. Конечно же, эти вопросы необходимо урегулировать - в конце концов, мы же ратуем за рыночную экономику, где собственность превыше всего. Понятно, что государство имеет перед ними определенные обязательства. Но в сегодняшней ситуации получается, что государство передает эти обязательства гражданам, к примеру, владельцам этих зданий, где они проживают по сей день. Кстати, многие беженцы получили компенсацию от государства. Они приобрели квартиры, и тем не менее продолжают жить в бывших государственных учреждениях, различных институтах, больницах и даже детских садах. Думаю, что власти должны решить эти проблемы, которые, хоть и достались им по наследству от предыдущих правителей Грузии, но нуждаются в решении", - полагает эксперт.

Совершенно очевидно, что статус беженца - временный. Рано или поздно эти люди должны получить постоянное место жительства и постоянный статус. В свое время Грузии помогали в этом смысле международные организации. Однако постепенно, по прошествии времени, международные структуры как будто позабыли о проблемах беженцев, и вся ноша теперь лежит на государстве. Но чтобы решить, что делать дальше, для начала необходимо выяснить - так сколько же беженцев на самом деле в Грузии?

Михаил Вардзелашвили