В ладу с собой

Старый Тбилиси без права на жизнь

В каком положении находятся жилые здания в старом Тбилиси? Существует ли государственная программа помощи людям, дома которых находятся под угрозой разрушения? Многим зданиям грузинской столицы 100 и более лет. Недавно пришел в негодность жилой дом на улице Пурцеладзе, в самом центре. Примерно в таком же положении находятся сотни домов этого центрального района Тбилиси.

Поначалу жители дома номер 17 на улице Пурцеладзе в Тбилиси думали, что дом дрожит из-за того, что произошло землетрясение. Но потом стало ясно, что никакого землетрясения нет, а дом попросту рушится. Жилой дом "трещал по швам" примерно в течение трех-четырех часов, после чего стало ясно, что необходимо срочно покинуть помещение, иначе можно оказаться под обломками. Такое состояние дома не удивительно - ведь он был построен аж 150 лет назад. После того как жители здания и работники ресторана, который находился на первом этаже, покинули аварийный дом, спасатели обследовали помещение и выяснили, что больше половины строения придется разрушить. "Мы изучим этот вопрос дополнительно, - сказал в интервью GeorgiaTimes руководитель администрации района Дзвели Тбилиси (Старый Тбилиси) Николоз Мелия. - Если выяснится, что половину здания можно спасти, то оно будет разрушено лишь частично. Оставшуюся часть мы отстроим заново, а остальная будет укреплена. Что касается жителей дома, то им уже арендованы квартиры - администрация района выделила временное жилье", - сказал Мелия.

Читайте также: Жизнь на развалинах Тбилиси

Но всему Старому Тбилиси квартиры арендовать не получится. Ведь речь идет о тысячах людей, которые сегодня живут в аварийных помещениях. Практически во всем старом городе, особенно районах Мтацминда и Сололаки, дома находятся на грани разрушения. Этим зданиям 100, 150 и более лет, тогда как, по заявлению архитекторов, нормальный срок функционирования здания составляет 50-60 лет. "Все зависит от того, из какого материала построено здание, какой там грунт, и многих других факторов, - сказал в интервью GeorgiaTimes архитектор Тамаз Годердзишвили. - Ну а по поводу домов в старом районе Тбилиси могу сказать, то там очень сложная ситуация. Те, у кого были деньги, давно продали там жилье и приобрели его в новых зданиях. В основном здесь проживают нуждающиеся люди, которые не могут просто так продать старую квартиру, добавить, скажем, 20-30 тысяч долларов и купить другую. Все эти дома или будут разрушены, или они разрушатся сами, притом это не очень далекая перспектива. А вот если их попытаются восстановить, то это будет куда затратнее, нежели строительство новых домов на месте старых. Конечно, приятно смотреть на древние здания, сохраняющие исторический вид Тбилиси. Но государство должно решить, собирается ли оно восстанавливать эти дома (а это надо делать очень быстро), или будет разрушать их и строить новые. В любом случае, что-то надо делать, а то мы потеряем дома, да и безопасность людей находится под угрозой", - говорит Тамаз Годердзишвили.

Многие иностранцы, приезжая в Тбилиси, удивляются, когда видят у кирпичных и бетонных домов специальный деревянные подпорки. В старом городе таких зданий очень много. Но что может удержать обычная деревяшка? Скорее, лишь успокоить морально. На самом же деле проблема аварийных зданий этим вряд ли решится.

Самый мощный удар по старому Тбилиси нанесло землетрясение, происшедшее здесь 25-го апреля 2002 года. Тогда несколько домов были разрушены, а более 5 тысяч квартир пришли в негодность. Впрочем, несмотря на неоднократные обращения людей в мэрию, правительственные структуры и парламент, большинству пострадавших так и не была оказана помощь ни в период правления Эдуарда Шеварднадзе, ни в период правления Михаила Саакашвили.

Нанули Сараджишвили - одна из тех, кто пострадал от землетрясения 2002 года и кому пришлось своими силами "залатать" собственный дом. Но и сегодня он в аварийном состоянии. "Я попросила соседей и мне немного помогли с "косметическим" ремонтом, - говорит Нанули в беседе с GeorgiaTimes. - Дети мои уже давно живут за границей, внуки тоже, вот и пришлось мне восстанавливать это своими силами. А правительство... Я видела несколько раз представителей мэрии. Приходили, что-то смотрели, что-то измеряли, но трещины как были, так и остались. Да и какой смысл государству восстанавливать наши дома? Конечно же, им лучше дождаться, когда все эти здания разрушаться, а потом предложить нам квартиру где-нибудь в пригороде Тбилиси. Скажут: хотите - переходите, а не хотите - идите на все четыре стороны. Так что я не думаю, что кто-то начнет восстанавливать эти здания. Слишком уж в хорошем месте они находятся. Подождут годик-другой, глядишь, они и сами развалятся", - говорит Нанули.

Несмотря на то что об этих проблемах знают на всех уровнях, до сих пор не существует государственной программы по ремонту аварийных зданий. Мэрия время от времени производит "точечные удары": ремонтировать начинают те здания, которые уже наполовину разрушены. Поэтому не исключено, что участь жителей дома номер 17 по улице Пурцеладзе в скором времени разделят и другие жители этого района.

Михаил Вардзелашвили