В ладу с собой

Грузия на пороге новой эпохи

Какова ситуация в Грузии накануне президентских выборов? Население страны будет избирать главу государства 27 октября. Президент, хоть и с сокращенными полномочиями - важное звено в новой политической системе. Конституционные изменения, разграничивающие обязанности между различными ветвями власти, вступают в силу после инаугурации нового главы государства. Каковы шансы кандидатов и что думают по поводу предвыборной ситуации политики и эксперты?

Подходит к концу самая спокойная предвыборная кампания за всю новейшую историю Грузии. Так оценивают наблюдатели предвыборную гонку кандидатов в президенты перед выборами, намеченными на 27-е октября. Практически обошлось без "мордобоя", за исключением нескольких небольших инцидентов. Кандидаты в президенты лишь ограничивались колкими высказываниями в адрес друг друга.

Несмотря на рекордное количество кандидатов (а их больше двадцати), основных претендентов трое: кандидат от "Грузинской мечты" Георгий Маргвелашвили, представитель "Единого национального движения" Давид Бакрадзе и кандидат от "Демократического движения" Нино Бурджанадзе. Больше всего дискуссий ведется вокруг того, понадобится ли второй тур. Дело в том, что рейтинг Маргвелашвили находится в районе 50-ти процентов, соцопросы "дают" ему 47 процентов, а премьер-министр и лидер коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили рассчитывает на поддержку 60-ти процентов избирателей. Иванишвили даже выдвинул своему кандидату своеобразный ультиматум: если он не побеждает в первом же туре, то тогда Маргвелашвили должен снять свою кандидатуру. Кандидат "Грузинской мечты" тут же согласился с этим. Таким образом, Георгию Маргвелашвили необходимо набрать 50 процентов плюс один голос, иначе президентом может стать... кто же?

Читайте также: Кто станет наследником Иванишвили?

Опросы отдают второе место кандидату от ЕНД Давиду Бакрадзе. Ну ему победа в первом туре "не светит" - Бакрадзе на данном этапе поддерживают 15 процентов опрошенных. Ну и третье место занимает Нино Бурджанадзе, у которой 12 "предварительных" процентов. Если Маргвелашвили не победит в первом же туре, то президентом автоматически станет занявший второе место - Бакрадзе или Бурджанадзе. Таким образом, борьба за вторую позицию приобрела особую роль.

Заявление Бидзины Иванишвили о том, что его кандидат должен победить в первом же туре, могло быть вызвано желанием "подстегнуть" тех своих сторонников, которые считают, что Маргвелашвили и так победит. "Иванишвили уже назначил нового президента", "Все уже и так решено, какой смысл идти на выборы?", "Народ никто ни о чем не спрашивает". Такое часто можно было услышать на улицах Тбилиси. Поэтому Иванишвили решил пойти ва-банк и призвал своих сторонников обязательно прийти и проголосовать за кандидата от "Мечты", а не рассчитывать на "авось".

По последним опросам, явка избирателей должна быть достаточно высокой - более 70-ти процентов. За ходом голосования будет следить большое количество наблюдателей - около трех тысяч местных и более трехсот от международных структур. Но это все-таки не то, что было 1-го октября 2012 года. Тогда на выборах было представлено 60 тысяч местных наблюдателей и 1400 зарубежных мониторов. То ли интерес к выборам понизился, то ли все убеждены, что нарушений не будет?

А может быть, интерес понижен, поскольку полномочия будущего президента значительно урезаны? Впрочем, он по-прежнему будет играть важную роль в случае возникновения кризиса между ветвями власти. Президент будет выполнять своеобразную роль арбитра. Однако при этом глава государства потеряет право выступать с законодательными инициативами и созывать внеочередные заседания парламента. Он также не сможет аннулировать изданные им акты. Будущий президент не вправе быть членом какой-либо политической партии.

Одной из важных функций президента является право назначать внеочередные парламентские выборы. Это происходит в том случае, если парламент не сможет отправить правительство в отставку. Тогда в течение трех дней президент имеет право распустить парламент и назначить выборы.

Президент по-прежнему сохранит за собой звание Верховного главнокомандующего вооруженными силами, а также руководителя Совета национальной безопасности, и оставит за собой право назначать его членов.

Еще одним важным моментом этих выборов является завершение коабитации - мирного сосуществования различных политических сил в разных ветвях власти. Об этом неоднократно говорили представители "Грузинской мечты". Впрочем, представителю "Национального движения" Гиги Церетели не совсем понятно, что в данном случае имели в виду Бидзина Иванишвили и члены его команды. "Мне кажется, что участие различных политических сил в процессах, происходящих в стране, в том числе в различных ветвях власти, только пойдет на пользу демократическим процессам, - сказал Церетели в интервью GeorgiaTimes. - Грузия имеет опыт однопартийного парламента и однопартийной политической системы. Ни к чему хорошему это не привело. Полагаю, что президентские выборы - очень важный этап для Грузии. Ведь это не президент, который представляет одну политическую партию. Он должен суметь работать со всеми политическими силами. Это - главная фигура во внешней политике Грузии. Он должен контролировать кабинет министров, что особо актуально сегодня, когда правительство не выполнило основные обязательства, взятые перед народом. Особенно это касается экономической и социальной сферы. Основное, по моему мнению, это продолжение курса на европейское развитие Грузии. Правда, и сегодня премьер-министр заявляет, что изменения внешнеполитического курса не будет, однако есть и другие мнения, что вызывает определенные вопросы. Именно президент должен быть гарантом этого курса и гарантом выполнения обязательств, взятых правительством", - говорит Церетели.

Читайте также: Президент Грузии предал страну?

Эксперт по политическим вопросам Каха Гоголашвили говорит, что предвыборная кампания проходит в конкурентной и свободной борьбе. "Фон менее конфронтационный, нежели перед последними выборами, которые состоялись в октябре 2012 года, - сказал Гоголашвили в интервью GeorgiaTimes. - Пока что серьезных нарушений не зафиксировано. Конечно же, выборы президента чрезвычайно важны для Грузии. Другое дело, что население страны скептически относится к этим выборам, поскольку люди не в восторге от представленных кандидатов в президенты. В основном люди полагают, что в результате этих выборов ничего не изменится. Положительный момент заключается в том, что практически исключена возможность дестабилизации. Что касается внешнеполитического курса, то он, скорее всего, будет неизменен. Но насколько сможет правительство Грузии выполнить обязательства, взятые перед своими избирателями, а также международным сообществом, сказать сложно", - говорит эксперт.

Эпоха правления Михаила Саакашвили подходит к концу. Чья эпоха наступит после 27-го октября? Скорее всего, значение отдельных политических фигур, единолично принимающих решения, будет снижена. Грузия переходит на смешанную президентско-парламентскую модель Конституции, которая вступит в силу после инаугурации нового главы страны.

Михаил Вардзелашвили