В ладу с собой

Крах лари обновит экономику?

Курс лари к доллару снизился на рекордный за последние два года уровень. Часть грузинских экспертов говорит об опасности обвала национальной валюты. Другие же считают, что все идет по плану, поскольку за последние годы курс лари удерживали искусственно. Так что же это — оживление экономики или продолжение жестокого экономического и финансового кризиса?

Курс грузинской национальной валюты побил отрицательный рекорд последних лет и снизился до уровня, который был зафиксирован в декабре 2011 года. Сегодня один американский доллар стоит 1,679 лари. Последние два года доллар держался на отметке в 1 лари 65 тетри, так что многие назвали это падение, которое длилось всю последнюю неделю, историческим минимумом. Некоторые эксперты опасаются резкого падения курса национальной валюты. Впрочем, основная часть экономистов не видит здесь особых проблем и связывает изменение курса валюты с монетарной и фискальной политикой, которую предпринимает правительство для выхода из сложнейшего экономического кризиса.

Эксперты поясняют — сама по себе инфляция, если она держится на определенном уровне, способствует привлечению инвестиций и увеличению экспортного потенциала страны. Поскольку в Грузии экономика еле-еле дышит, получается, что курс доллара все эти годы сдерживался искусственно, что приводило к росту цен и в переводе на доллары, и в переводе на лари. То есть если литр бензина 10 лет назад стоил 50 центов, то сейчас он стоит 1 доллар 20 центов. То же касается и других продуктов и товаров.

Читайте также: Грузины: с "Мечтой", но без денег

Несмотря на то, что экономического бума, который обещал народу Бидзина Иванишвили, пока не видать, статистика зафиксировала еще один рекорд. Международные резервы Нацбанка Грузии достигли исторического максимума. В конце октября они составили 3 миллиарда 110 миллионов долларов. Очевидно, Национальный банк уже не тратит финансовые ресурсы на искусственное поддержание курса национальной валюты, поэтому высвободились значительные резервы.

Эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе говорит, что в Грузии существует серьезный "денежный голод", в результате чего тормозится экономическое развитие, и тысячи людей не могут начать собственное дело. "Финансовые ресурсы недоступны для абсолютного большинства населения страны, — сказал Гиорхелидзе в интервью GeorgiaTimes. — Проблема денежной массы — центральная проблема макроэкономики".

"Что касается курса национальной валюты, который искусственно удерживался в течение длительного времени на совершенно нереальном уровне, что служило определенным целям и ни в коем случае не способствовало экономическому развитию Грузии. Это принесло серьезный негативный результат. Сегодня правительство уже в таком положении, что необходимо срочно менять подходы. Необходимо девальвация лари, однако этот процесс не должен быть стихийным, а согласованным, продуманным действием Национального банка и правительства. Ведь и население, и бизнес должны суметь адаптироваться к этому", — говорит эксперт.

"Постепенно курс должен быть снижен, — продолжает Гиорхелидзе, — и очень хорошо, что отметку 1,67 — этот заколдованный показатель, "национальная валюта" прорвала. Теперь необходимо проконтролировать этот процесс. Экономика в таком катастрофическом положении, что если не произойдут серьезные финансовые инъекции, в том числе из-за рубежа, сдвинуть ее с "мертвой точки" не удастся".

Читайте также: Грузинская экономика сдает позиции?

По словам эксперта, "если правительство говорит об инвестиционном буме, то тогда все это должно вызвать инфляцию, а ведь она не может достичь даже намеченных шести процентов в год". "В будущем году рост ВВП в Грузии прогнозируется на уровне 5%, инфляция очень низкая, значит, экономического роста практически нет. Необходимо серьезно изменить политику", — подчеркнул эксперт.

"Что касается роста золотовалютных резервов, то у меня возникает вопрос — кому это нужно? Ведь задача не в увеличении резервов, а в создании максимально эффективной экономики. Сейчас Нацбанк и власти стоят перед дилеммой и должны принять точное решение — какие резервы пустить на инфляцию, и какие — на курс лари", — говорит Гиорхелидзе.

Экономист пояснил, что, хотя до сих пор курс лари не менялся, цены все равно росли, так как экономика не была в числе приоритетов правительства. "Что касается курса лари, то он вовсе не был стабилен, — подчеркнул он. — Все делалось так, как устраивало власти. Я напомню, как несколько лет назад, всего за один день, притом в пятницу, лари обесценился на 25 процентов, то есть кто-то на этом хорошо нажился, скорее всего, представители правительства. Курс лари подчинялся всего нескольким чиновникам. Тогда поддержанием искусственно высокого курса лари власти практически остановили экономику, но на бумаге фиксировали экономический рост и повышение благосостояния граждан".

Другой эксперт по экономическим вопросам Александр Твалчрелидзе также говорит, что отсутствие инфляции является показателем отсутствия экономического развития страны. "Мне кажется, что снижение курса лари связано со задачей деклараций на имущество, что необходимо сделать до 15-го ноября, а так я не вижу в этом ничего катастрофического, — сказал Твалчрелидзе в интервью GeorgiaTimes. — Думаю, что падение курса связано с выплатой налога на имущество, а также с необходимостью обеспечения минимальной инфляции, что нужно для развития экономики. Необходимо также сделать государственный бюджет дефицитным, а не профицитным. Профицитный бюджет означает, что деньги у правительства есть, но оно их не тратит".

Если экономика действительно заработает, то власти еще неоднократно столкнутся с проблемой девальвации национальной валюты, полагают эксперты. Ну, а до тех пор, пока у страны нет реального экономического потенциала, и бояться нечего. Ведь там, где нет экономики, нет и денег.

Михаил Вардзелашвили