В ладу с собой

Генпрокурор Грузии как жена Цезаря

У Грузии новый главный прокурор. За три месяца — уже третий по счету. После того, как предыдущий со скандалом ушел в отставку, премьер-министр Гарибашвили назначил на эту должность 32-летнего Георгия Бадашвили, "профессионала с безупречной репутацией". Спасет ли это нового генпрокурора от стрел оппозиции, и какие прогнозы делают эксперты относительно его будущей деятельности?

Квалификация, профессионализм и хорошая репутация. Именно эти качества, по версии правительства Грузии, легли в основу выбора кандидатуры нового главного прокурора страны. Им стал Георгий Бадашвили — человек, не знакомый широкой общественности. Бадашвили назначен на пост указом премьер-министра Ираклия Гарибашвили.

Из трех качеств, о которых говорит руководство страны, оценивая нового генпрокурора, прежнему — Отару Парцхаладзе — не хватило последнего. Хорошенько покопавшись в его прошлом, оппозиция, а именно "Национальное движение", нашло у Парцхаладзе судимость. Правда, появилась она не в Грузии, а в Германии, и довольно-таки давно — в 2001-м году, а информация, озвученная бывшим мэром Тбилиси Гиги Угулавой о судимости за разбойное нападение, не подтвердилась: дело касалось неподчинения полиции. Тем не менее, Парцхаладзе пришлось покинуть пост главного обвинителя страны.

О Георгии Бадашвили известно немного. Ему 32 года, в 2003-м году он закончил юридический факультет Грузинского технического университета. Рабочую карьеру начал в следственной службе Минфина Грузии, где с июля 2006 года по май 2013 года занимал разные должности. С мая 2013 года по ноябрь Георгий Бадашвили был заместителем директора Антикоррупционного агентства МВД Грузии. С ноября 2013 года по сей день работал начальником следственного отдела Главной прокуратуры.

Читайте также: Главный прокурор Грузии не выдержал позора

Задача перед молодым прокурором стоит непростая. Ведь прежние генпрокуроры Арчил Кбилашвили и Отар Парцхаладзе, по мнению экспертов, действовали один — слишком мягко, а другой — слишком жестко. Поэтому восстановить справедливость, как обещала "Грузинская мечта", до сих пор не получилось. К тому же, в прокуратуре по-прежнему работают люди, которые верой и правдой служили режиму Михаила Саакашвили. А ведь прокуратура была одним из основных механизмов давления на политических оппонентов, присвоения бизнеса и других противоправных действий.

Руководитель центра по мониторингу за спецслужбами Грузии, эксперт Бесо Аладашвили отмечает, что прокуратура должна стать не только органом, расследующим конкретные преступления, но и заниматься функцией мониторинга за спецслужбами и силовыми ведомствами Грузии. "Сегодня прокуратура и суд не выполняют функцию контроля за силовыми структурами Грузии, — сказал Аладашвили в интервью GeorgiaTimes. — В докладе международных правозащитных организаций, к примеру, Human Rights Watch, сказано, что грузинские спецслужбы и сегодня имеют доступ к прослушивающим системам".

"Мне сложно сказать, насколько справится с функцией контроля новый главный прокурор, — признается эксперт. — Его бэкграунд напоминает мне биографию прежнего руководителя ведомства, который также был из финансовой полиции. А ведь накопилось очень много дел, которые были пересмотрены, к тому же, они касаются обвинений в терроризме, шпионаже. Они все они были забыты после решения в отношении политзаключенных, принятого парламентом Грузии. И все эти дела сегодня опять должны быть изучены, и прокуратуре предстоит сделать очень много".

"Конечно же, прокуратуре трудно справиться с этими задачами в условиях, когда прокуратура входит в министерство юстиции Грузии. Прокуратура, конечно же, не должна быть частью исполнительной власти, поскольку нарушается принцип разделения власти. "Грузинская мечта" обещала исправить это, но пока, как видно, решение не принято", — говорит Аладашвили.

Эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили отмечает, что в первую очередь ведомство, которое возглавил Бадашвили, должно быть очищено от лиц, которые причастны к преступлениям в период правления Михаила Саакашвили. "Таких лиц в Главной прокуратуре очень много, — сказал Цискаришвили в интервью GeorgiaTimes. — многие из них в течение долгого времени привлекали к уголовной ответственности ни в чем не повинных людей. Пока не произойдет такое "самоочищение", у главного прокурора будет достаточно низкое доверие со стороны общества".

"Очень высоко требование общества о назначении на эту должность человека с чистой репутацией, и одновременно он должен быть профессионалом своего дела. Если бы мы назначили главного прокурора из Гаагского суда, то и к нему бы в Грузии смогли бы придраться. Так что перед Бадашвили стоит очень непростая задача", — полагает Цискаришвили.

Будут ли в Грузии в ближайшее время приняты конституционные изменения, отделяющие прокуратуру от исполнительной власти, пока сказать сложно. Бывший лидер "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили перед приходом к власти обещал также отделить МВД от министерства безопасности, но и сегодня в Грузии это одна структура, так же, как было при Михаиле Саакашвили. Не следует забывать и основную проблему нового прокурора, которая осталась прежней. "Национальное движение" в случае продолжения расследования уголовных дел против его членов, скорее всего, приложит все усилия, чтобы сравнять с землей репутацию нового руководителя этого ведомства.