Мужчина и женщина

Тбилисские разборки: шпиономания против президентофобии

Накануне правоохранительные органы Грузии арестовали еще двоих подозреваемых в причастных к мятежу в бронетанковом батальоне в Мухровани. По информации министерства обороны, задержаны командир первой пехотной бригады Давид Сулханишвили и командир третьей пехотной бригады Каха Кобаидзе. Они обвиняются в том, что знали о готовящемся мятеже, но не сообщили об этом ни вышестоящему командованию, ни соответствующим органам.

5 мая МВД Грузии заявило о том, что предотвратило бунт на военной базе в Мухровани, в 30 километрах от Тбилиси. По обвинению в его организации первыми были арестованы Георгий Гваладзе, бывший руководитель спецназа «Дельта», и Заза Мушкудиани, начальник штаба одной из частей ВС страны. В розыск объявлены их сообщники - Коба Отанадзе, до 1996 года командовавший частью спецназначения в Мухровани, и бывший начальник военного штаба одной из тбилисских воинских частей Заза Мушкудиани. Чуть позже под стражей оказался глава организации «Клуб генералов и офицеров Вооруженных сил Грузии» Коба Кобаладзе. Сообщалось о задержании 50 военных и 13 гражданских лиц. Без связи с бунтом, но параллельно расследованию этих событий, власти изобличили в шпионской деятельности в пользу России военного эксперта Вахтанга Маисая и полковника Ираклия Баткуашвили.

Оппозиция истолковала историю с мятежом, как повод для Саакашвили объявить чрезвычайное положение и подавить поднадоевшие акции протеста. Сам президент, комментируя разоблачение заговора, заявил, что Грузия не поддалась на провокации России. По его словам, инцидент в Мухровани произошел «накануне двух важнейших событий - учений НАТО и саммита ЕС в Праге, где должна быть подписана программа «Восточное партнерство». «Перед этими событиями Россия в три раза увеличила свое военное присутствие в Грузии, что было рассчитано на массовые беспорядки, и это было направлено против демократии и против интеграции Грузии в евроатлантические структуры», - предположил Саакашвили.

Опасения оппозиции не оправдались - кампанию неповиновения продолжает новая волна театрализованных акций протеста. А Саакашвили отказался от своих слов. В интервью российской радиостанции «Эхо Москвы» он заявил, что «никогда не говорил», что располагает подтверждением причастности российских спецслужб к мятежу в бронетанковом батальоне на военной базе в Мухровани. «Я никогда не говорил, что у нас есть точная информация», - уточнил Саакашвили.

Но если президент исключает версию о российском следе, то, значит, он согласен с тем, что бунт в Мухровани был организован в поддержку оппозиции. Военные, как и заявил командир взбунтовавшегося отдельного бронетанкового батальона Мамука Горгишвили, «не могут больше терпеть» сложившуюся в стране внутриполитическую ситуацию, и выступают за проведение диалога между властями и оппозицией.

Впрочем, есть и другая версия, в традициях грузинской «войны компроматов». «Скорее всего, естественное раздражение грузинских военных своим не слишком компетентным и не очень смелым верховным главнокомандующим оказалось в центре внимания грузинских спецслужб. И те создали очередной клон «Операции «Трест», то есть фальшивой антиправительственной организации», - предполагает российский военный эксперт Александр Гольц. И действительно, с помощью арестов Саакашвили прочистил ряды командиров своей армии от лиц, не внушающих ему особого доверия.

Невозможно поверить в то, что Россия собиралась во время учений НАТО ввести свои войска в Грузию, чтобы помочь оппозиции избавиться от любимца Запада Михаила Саакашвили. Однако расследование в отношении обвиненных в «шпионаже в пользу России» Маисая и Баткуашвили продолжается, хотя претензии к ним выглядят абсурдными. Как заявил «Кавказскому узлу» военный эксперт Ираклий Сесиашвили, Маисая не мог передавать секретную информацию о нахождении и передвижении грузинских воинских частей российским военным, в чем его официально обвиняют. Подозреваемый в шпионаже был в это время в Тбилиси. Что касается его видеопризнания, то Сесиашвили считает, что его коллега читал чужой текст, так как несколько раз запинался. Мать арестованного заявила, что сын находился под влиянием психотропных препаратов. Адвокат Онисе Мебония отказался представлять интересы Маисая, потому что от защитника потребовали подписать документ о неразглашении государственной тайны, которая может стать ему известной в ходе судебного процесса. Мебоя взялся защищать другого арестанта - Ираклия Баткуашвили, обвинения в адрес которого строятся на признании Маисая, а значит также несостоятельны.

Президент «Клуба независимых экспертов» Сосо Цискаришвили заявил, что Михаил Саакашвили последними арестами так называемых шпионов может дискредитировать Североатлантический альянс и Грузию в глазах мирового сообщества. «Вахтанг Маисая в свое время был представителем МИД Грузии в НАТО, а Баткуашвили - бывший военный атташе в НАТО. Предъявив им обвинение в шпионаже, грузинские власти по непонятной причине хотят доказать, что утечка секретной информации от представителей Грузии, притом неоднократно, происходит со времен их работы в структурах альянса», - считает политолог. Он предполагает, что власти пытаются скандалом вокруг антигосударственного заговора отвлечь внимание общественности от глубокого политического кризиса в стране.