Мужчина и женщина

Повод для очередных споров - система правления Грузии

2715.jpegВ Тбилиси продолжаются митинги и акции протеста. Несмотря на обоюдные обвинения, власть и оппозиция, похоже, все-таки склоняется к компромиссу. По мнению некоторых политиков - из правящего стана и оппозиционных, - а также  ряда независимых экспертов неким компромиссом на данном этапе могут стать поправки в Конституцию, с возможным переходом на парламентскую модель правления. Впрочем, и по этому поводу уже разгорелись споры.

Лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласаиня сообщил, что в рядах непарламентской оппозиции идет обсуждение состава лиц, которые будут ее представлять на второй встрече с президентом Грузии, сообщает GHN. В тот же день представитель оппозиционной Республиканской партии Давид Бердзенишвили заявил в интервью тбилисскому бюро Радио «Свобода», что подход «все или ничего» со стороны властей или оппозиции не поможет урегулированию кризиса. «Если (Саакашвили) скажет «давайте поговорим об избирательной системе» - мы скажем, что суть этой проблемы заключается в главе избиркома. Его отстранение и назначение честного человека с согласия оппозиции является делом нескольких часов или нескольких дней. Есть проблема в МВД? И тут теоретически дело нескольких часов или нескольких дней. Одним словом, что касается персоналий, это может быть решено до 26 мая. Что касается системных изменений - досрочных президентских и парламентских выборов - мы готовы к обсуждению этих вопросов», - заявил он. 

Следует отметить, что переход на парламентскую систему правления республикой поддерживают лидеры многих оппозиционных партий. Вопрос упирается лишь в то, когда и как можно будет реализовать эту модель. Тогда же, 14 мая, бывший премьер-министр Грузии, а ныне лидер «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели, партия которого не принимает участия в митингах и акциях, представил свой план вывода страны из политического кризиса. Основополагающим пунктом в нем является превращение страны в парламентскую республику. Что, естественно, предусматривает проведение конституционных реформ. При этом Ногаидели подчеркнул необходимость отставки президента Грузии Михаила Саакашвили, проведения до конца 2009 года выборов всех уровней - президентских, парламентских, в местные органы власти, а также выборы в Аджарской автономной республике. Для этого должно быть изменено избирательное законодательство, а избирательный барьер должен быть понижен до 2 процентов.

«Альянс за Грузию» пока не конкретизирует никакие сроки - ни начала работы над поправками в конституцию, ни перехода на новую модель правления. Поговаривают, что не против парламентской республики и сам Михаил Николаевич. Правда, только после 2013 года, когда завершается его президентский срок. Как пишет Civil Georgia, президент Саакашвили предложил оппозиции такую конституционную модель, в которой будут и сильный президент, и сильный парламента наряду с независимой судебной системой. Позже мэр Тбилиси Гиги Угулава пояснил предложение президента. По его словам, предложение властей заключается в том, чтобы парламент назначал правительство, а президент не вмешивался бы в формирование кабинета. Спикер парламента Давид Бакрадзе даже встретился 14 мая по этому поводу с юристами и представителями общественности. Как он заявил журналистам, нужно, чтобы «не только политики, но и общество, решало то, каким образом должна быть перераспределена власть в Грузии».

Между тем, оппозиционеры с улиц не очень-то доверяет нынешнему руководству страны. Поэтому и в инициативах правительства, и в аналогичных предложениях парламентской оппозиции усматривают подвох. Пока критике поверглась инициатива парламентской Христиан-демократической партии (ХДД). Ее лидер Георгий Таргамадзе заявил, что поддерживает переход на парламентскую форму правления страной. При этом он представил такую модель: «Сильный парламент, сильное правительство и президент - арбитр, который свободен от партийной принадлежности и предвзятости». Уже на следующий день депутат Джонди Багатурия высмеял план ХДД. «При такой парламентской модели Михаил Саакашвили явится Грузии в качестве премьер-министра», - приводят слова Багатурия «Новости-Грузия».

По сложившейся традиции критика в Грузии не может остаться незамеченной. ХДД ответила спецзаявлением. «Мы разделяем опасения, существующие в одной части общества, что Михаил Саакашвили при парламентской модели может нам явиться на посту премьер-министра, хотя от этой опасности мы не застрахованы и в существующей системе. Наглядным примером этого является Российская Федерация. Единственная предпосылка того, что Михаил Саакашвили не сможет стать премьер-министром в инициированной нами парламентской модели, - это справедливые и демократические выборы»,- говорится в распространенном ХДД документе.

Полемика относительно превращения Грузии в парламентскую республику скорее всего будет продолжена. Судя по ее старту, договориться грузинским политикам, как всегда, будет весьма непросто. Так что грядущие компромиссы, если таковые будут иметь место, вновь вызовут бурю эмоций, которые захлестывают политиков с завидной периодичностью. А кризис тем временем продолжается.