Родители и дети

Команда Аласания превращается в партию

GeorgiaTimes у экспертов.

Экс-посол в Грузии Ираклий Аласания заявил, что пришло время создать давно анонсированную им партию. «Это никак не входит в противоречие с существующим положением в раскладе оппозиционных сил. Это будет партия, которая войдет в альянс», - подчеркнул он. Впрочем, политик сохранил в секрете как имена тех, кто может войти в новую партию, так и ее идеологическую платформу.

Сейчас «Альянс за Грузию» включает в себя «Новых правых», «Республиканскую партию» и так называемую «команду Аласания».

В том, что сторонники экс-дипломата консолидируются и организуют партию нет ничего удивительного, полагает директор Центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили. «Почему бы и не создать партию, если у них есть солидная идеологическая программа», - сказал он в интервью GeorgiaTimes. На вопрос, реально ли при нынешнем многообразии партий и движений в Грузии предложить отличную от других программу, Менагаришвили ответил: «Ни в одном государстве на постсоветском пространстве не завершен процесс формирования демократических систем, поэтому сосуществование партий со схожими программами, как одно из демократических проявлений, - нормальное явление».

Грузия испытывает сейчас дефицит новых идей, уверен замдиректора российского Института стран СНГ Владимир Жарихин, поэтому «арифметический подход» к грузинским партиям неуместен. «Если Ираклию Аласания удастся сформулировать действительно новую программу и отойти от стиля деятельности других политиков, то это было бы полезно, в первую очередь, для оппозиционных сил», - заявил эксперт в интервью GeorgiaTimes.

Жарихин пояснил, что вся оппозиция выступает с одной установкой: «Михаил Саакашвили проводит правильную внутреннюю и внешнюю политику, но делает это плохо. Мы придем, и будем делать хорошо». И такой подход к проблеме - главная слабость оппонентов президента. Аласании следует создать принципиально новую программу, которая будет разительно отличаться от того, что предлагает людям Саакашвили, полагает эксперт.

Безусловно, новые предложения от оппозиции могли бы вывести политический процесс в стране из тупика, в который она зашла за полтора месяца протестных акций и отказа большей части оппозиции от диалога с властью. В отличие от них Аласания выступает за начало сотрудничества с правительством хотя бы по тем вопросам, по которым Михаил Саакашвили готов вести переговоры. Некоторые эксперты полагают, что бывший представитель Грузии в ООН может себе позволить дипломатический компромисс, так как он ничем не запятнал себя во время проведения акций, в то время как на лидеров других партий МВД и спецслужбы набрали достаточно компромата. Их в случае прекращения борьбы за отставку Саакашвили ждут «репрессии».

Сам Аласания старается проявлять твердость и не отступать от «заветов» своих сторонников. Накануне парада ко Дню независимости он пообещал, что далее оппозиция активизируется и усилит давление на власть. «26 мая - это решающий день, это демонстрация единства между оппозицией и народом, это важный шаг в политической борьбе. С этого дня мы задействуем все ресурсы, которые есть у оппозиции», - цитирует его «Новости-Армения». Впрочем, всем уже давно понятно, что главный ресурс - протестные настроения общества - сходит на нет из-за элементарной усталости от бардака.

Аласания также обмолвился, что параллельно акциям протеста будут вестись переговоры с международным сообществом и, возможно, с правительством. «На этот раз диалог будет только в случае, если руководство Грузии выполнит хотя бы несколько пунктов требований, выдвинутых ранее оппозицией. Если в первый раз мы пошли на переговоры без всяких условий, то сейчас нам нужно подтверждение готовности властей вести реальный диалог», - пояснил лидер.

Напомним, две недели назад Саакашвили встретился с лидерами непарламентской оппозиции, но никакого компромисса найдено не было. Каждая сторона осталась при своем мнении. Однако парламентская оппозиция воспользовалась согласием президента на пересмотр Конституции с целью сделать Грузию парламентской республикой, урезав права главы государства. Депутаты уже фактически приступили к формированию комиссии по конституционным изменениям. Возглавить ее может специалист по конституционному праву Автандил Деметрашвили, отмечает «Росбалт». По предварительной информации, работа над новой редакцией конституции завершится к концу года, а затем она должна быть представлена гражданам Грузии на всенародном референдуме.

Из заявлений Аласания следует, что он, как и парламентская оппозиция, готов сотрудничать с властями хотя бы по вопросу конституционных изменений. Но, увы, из этого нельзя делать вывод, что он готов предложить грузинскому обществу идеи, способные исправить экономические и политические просчеты Саакашвили. Пока что дипломат, которого начали было воспринимать как нового мессию, посланного американскими покровителями на смену Саакашвили, не проявил себя ярким лидером.

Согласно многочисленным опросам, проведенным в последние дни грузинскими СМИ, в рейтинге лидеров оппозиции первое место по популярности занимает беспартийный Леван Гачечиладзе. Продолжает список Ираклий Аласания, глава «Национального форума» Каха Шартава и Нино Бурджанадзе, сообщает «Интерфакс». А вот по версии телекомпании «Маэстро», за Гачечиладзе в рейтинге популярности политиков следует Губаз Саникидзе из оппозиционного «Народного форума», а на третьем - президент Михаил Саакашвили. В этом списке нет Аласания, которого известный режиссер Георгий Шенгелая назвал «подосланным», креатурой заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза.

В феврале эксперт Гия Хухашвили в интервью «Новости Грузия» предполагал, что Аласания и лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе создадут два оппозиционных центра. У батони Ираклия, говорил эксперт, «большой потенциал, но считаю, в нем должно чувствоваться больше силы, больше заряда. Этот заряд ему может дать его команда, которая обязательно должна расшириться». Что ж, сейчас соратники Аласания доросли до партии, но изменит ли это расстановку сил в оппозиции?

Сам Ираклий Аласания сейчас не позиционирует себя как претендента на роль единого лидера от оппозиции, и вообще считает выдвижение такого человека нереальным «на данном этапе». Об этом же в интервью «Кавказскому узлу» заявил политолог Паата Закареишвили. «Я бы не стал кого-то выделять, за каждым из лидеров стоит какая-то сила, политическая партия, и у каждого есть шансы. Если вообще предположить такую возможность, то выбор лидера происходил бы путем какого-то консенсуса или договора между политическими партиями, но пока такого не происходит», - отметил он.

Очевидно, что оппозиция пока не может объявить имя единого лидера, как советовали западные наблюдателей и как обещали сами организаторы массовых акций протеста.

Фото с сайта GRAF.GE