Родители и дети

Кому в Грузии лучше: армянам или азербайджанцам?

Министр иностранных дел Эдвард Налбандян отчитался перед армянским парламентом, как решал проблемы джавахских армян во время визита в Тбилиси 8 июня. Он заявил, что грузинские власти собираются вложить сто миллионов долларов в строительство дорог в Самцхе-Джавахети, передает «Новый регион». Там будет возведена новая ГЭС и обустроены школы. Джавахские армяне получат новые рабочие места.

Армяне Джавахети и сочувствующие им ереванцы долго и упорно взывали к метрополии и заграничной армянской диаспоре о помощи. Видимо, не впустую. Но все же, по мнению эксперта армянского аналитического центра МИТК Эдуарда Абрамяна, положение азербайджанцев в Грузии намного лучше, чем армян. Государственную политику ассимиляции Тбилиси проводит среди обоих этих национальных меньшинств, но в силу своей пассивности армяне в Грузии действительно исчезают.

А азербайджанцы, по мнению Абрамяна, планомерно увеличивают свое присутствие за счет миграции и высокой рождаемости. С поддержкой из Баку и Анкары они добиваются улучшения экономических условий в азербайджано-населенных районах. Абрамян исходит из тезиса о том, что Турция и ее родственный партнер Азербайджан стремятся к доминированию на Кавказе, решая «общетюркские глобальные задачи». Кстати, именно они предложили преобразовать Грузию в «федерацию» ради спасения от дальнейшего расчленения. Ну а Россия не заинтересована в благоденствии руководства Грузии из-за его агрессии в августе прошлого года и нацеленности на тесное сотрудничество с США и НАТО в ущерб интересам северного соседа.

По мнению Абрамяна, азербайджанцы, в отличие от армян, не выступают за автономию региона их компактного проживания Квемо Картли (Борчалы), потому что они уже распространились по всей южной Грузии. В районах Гурджаани, Сагареджио, Лагодехи Кахетинского региона Грузии азербайджанцы составляют примерно половину общего населения.

Эдуард Абрамян иллюстрирует фактами утверждение, что Азербайджан и Турция создают экономические предпосылки для благоденствия азербайджанцев в Грузии. Ими лоббируются проекты транспортных коридоров (типа железной дороги Карс-Ахалкалак-Тбилиси-Баку) и транзита энергоносителей в регионах, где уже преобладает или будет преобладать в ближайшем будущем тюркоязычное население. Через родственников и общественные организации, финансируемые из Баку, поддерживаются малые предприятия в Квемо Картли. Недавно под давлением азербайджанского президента Ильхама Алиева в Марнеули введен в эксплуатацию завод по переработке овощей и фруктов.

Поскольку часть вопросов, в том числе приобретение в собственность земельных наделов, решить пока не удается, азербайджанские активисты продолжают борьбу за свои права. Абрамян насчитал 20 известных общественных организаций азербайджанцев и четыре «тайные, экстремистские». Одни ориентированы на Баку, такие как «Гейрат» («Достоинство») под руководством Алибалы Аскерова. Другие - на Анкару, в том числе Национальная Ассамблея Азербайджанцев Грузии (НААГ) во главе с Дашгыном Гюльмамедовым. Эта организация выступала за возвращение турок-месхетинцев и кистинцев в Грузию, чем заслужила одобрение Турции.

Аскеров же, будучи депутатом парламента, по мнению Абрамяна, координирует свою деятельность с министерством МВД. Именно «он ввел в общественно-политическую жизнь Квемо Картли термин «российская провокация», после чего выступления азербайджанских активистов, невыгодных Тбилиси, представляются именно в этом свете», считает Абрамян.

В сотрудничестве со спецслужбами Грузии гератовцев обвиняет и Дышган Гюльмамедов. Может быть, это стало одной из причин его ареста весной этого года во время поездки в Баку. Кроме того, НААГ ставил перед руководством и парламентом Грузии слишком дерзкие требования по изменению конституции Грузии, по приданию государственного статуса азербайджанскому языку. Гюльмамедов даже готов был сотрудничать с армянскими организациями Самцхе-Джавахка в борьбе за права национальных меньшинств.

Между тем, в эти дни и в азербайджанском парламенте - меджлисе - обсуждаются проблемы национальных меньшинств в Грузии. Например, вопросы качества преподавания в азербайджанских школах Квемо Картли, отсутствия теле- и радиоканалов на азербайджанском языке. «В ходе нашего визита в Грузию выяснилось, что в стране нет телеканала на азербайджанском языке. В Джавахетии же есть два телеканала на армянском языке», - заявил 9 июня на внеочередном заседании парламента председатель Партии великого созидания, депутат Фазиль Мустафа.

По сообщению агентства Trend, грузинские азербайджанцы недовольны разрозненностью своих организаций. Армяне, на взгляд главы «Гейрат» Алибалы Аскерова, выступают более сплоченно.

Как видно, оба национальных меньшинства в Грузии по-прежнему недовольны своим положением и ревностно следят за тем, как меняется к ним отношение грузин. При той вражде, которую армяне и азербайджанцы испытывают друг к другу в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе, не исключено, что и в Сакартвело они стараются выставить друг друга в невыгодном свете перед национальным большинством. И вряд ли это может благотворно сказаться на общей ситуации в Грузии, которая и без того уже настрадалась из-за этнических конфликтов.