Родители и дети

Экономическая разведка прощупала грузинскую «железку»

О возможной поездке Владимира Якунина в Грузию в конце прошлой недели одной строкой упомянуло армянское информационное агентство «Арка», сообщая о предстоящем визите главы РЖД в Ереван. Сенсационную новость подхватили другие СМИ, как в России, так и в Грузии. Однако ее почти сразу опроверг глава «Грузинской железной дороги» Ираклий Эзугбая.

Но несмотря на это, в СМИ началось обсуждение визита и его целей. По данным агентства Regnum, Якунин намеревался проконсультироваться с грузинами по таможенным вопросам, а также согласовать возможности введения сквозных тарифов ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД). Но главное - обговорить возможность покупки или передачи в управление РЖД «Грузинской железной дороги».

Стопроцентным владельцем ООО «ГЖД» является государство в лице «Агентства управления предприятий». Министерство экономического развития Грузии давно уже хочет продать дорогу, желательно - иностранным компаниям, способным на существенные инвестиции. Деньги нужны на ремонт мостов, реставрацию станций и тому подобное. Эксперты советуют сделать ГЖД акционерным обществом, и оставить контрольный пакет акций в руках государства.

Так или иначе, но Грузии придется найти для «железки» состоятельного хозяина. До войны в Южной Осетии сообщалось, что заявки на участие в конкурсе по приватизации ООО «Грузинская железная дорога» подали пять компаний: Center Invest Capital Рartner (Россия), Stratton Holdings Lls (США), Capital Investment Group AG (Швейцария), East Capital (США) и Silk Road Group SA. (Казахстан). Однако сейчас желающие приобрести железнодорожные активы не дают о себе знать.

Для начала грузинское правительство выставило на продажу «дочку» ГЖД - «Телеком железной дороги» (Railway Telecom). Она обсуживает более 10 тысяч абонентов телефонной сети и интернета по всей Грузии, а также обеспечивает связь с ближними странами. Конкурс предусматривает продажу полосы земли вдоль железнодорожных путей, где проложены телекоммуникационные кабели. «Стартовая цена Railway Telecom может быть около 20 миллионов долларов», - заявил в начале июня министр экономического развития Грузии Лаша Жвания, которого цитировал Reuter. Между тем, еще в марте он отрицал, что «Телеком» продается. Предполагалась лишь временная передача его в управление частной компании сроком на один год за шесть миллионов лари (около четырех миллионов долларов), уточнял портал «Бизнес Грузия». Скорее всего, планы по приватизации изменились в связи с острой нехваткой бюджетных средств.

Среди заинтересовавшихся покупкой «Телекома», по неофициальным данным, снова фигурирует российская компания - «Ростелеком». Кроме нее, на «дочку» ГЖД претендуют грузинский Caucasus Online и казахская «Объединенная телекоммуникационная компания» (ОТК). Впрочем, последняя на поверку тоже может оказаться российской, так как казахстанский «Банку Туран Алем» лишь кредитовал анонимного покупателя ОТК, а не купил ее, как это сообщалось СМИ, отмечает портал CNews.

Несмотря на то, что конкурс на продажу самой ГЖД пока даже не объявлен, весть о возможном приезде Владимира Якунина, которого называют другом премьера России Владимира Путина, взбудоражила грузинскую оппозицию. Лидер оппозиционной партии «Новые Правые» Давид Гамкрелидзе на митинге в Тбилиси заводил толпу спичем о том, что Михаил Саакашвили только потому не продал пока железную дорогу, что в стране продолжаются акции протеста. «Какое еще преступление должно совершить первое лицо страны? Поделены территории, стратегические объекты проданы России. Заслуга Михаила Саакашвили в том, что страна потеряла инвестиции», - обличал Гамкрелидзе.

«В каком бы сложном положении не находился бюджет страны, продажа железной дороги недопустима», - заявил в интервью радио «Коммерсант» доктор экономических наук Давид Нармания. «Это недопустимо, так как транзитному коридору будет угрожать опасность. Грузия и Армения обращаются в одной системе. Наши партнеры не приветствуют подобную сделку. Это станет еще одним шагом к ухудшению системы безопасности», - вторит коллеге-эксперту бывший член наблюдательного совета Грузинской железной дороги Гия Хухашвили.

Какой бы отрицательной ни была реакция грузинской оппозиции, она свидетельствует о том, что появления российского инвестора ждут, оно вовсе не кажется невероятным. Тем более, что факт кулуарных переговоров правительства Саакашвили с руководством российской монополии в интервью радио «Коммерсант» подтвердил представитель ЮКЖД Ваге Вартанян. Он уточнил, что ни к какому соглашению стороны пока не пришли.

Но РЖД уже практически окружили Грузию. Недавно российская компания приобрела контрольный пакет акций оператора паромной переправы Black Sea Ferry Investment. Ее паром перевозит грузы из порта Кавказ в грузинский порт Поти.

С президентом Абхазии Сергеем Багапшем РЖД уже почти договорилось о передаче во временное управление железной дороги республики.

В прошлом году дочернее предприятие РЖД «Южно-Кавказская железная дорога»(ЮКЖД) на основе тендера получила в концессионное управление на 30 лет с правом ЗАО «Армянская железная дорога». И вот уже поезда подконтрольной России компании ездят по Грузии: с 10 июля запустят новый поезд Ереван-Батуми.

Вполне возможно, что и приватизировать дорогу РЖД попробует с помощью армянского партнера, чтобы не возбуждать истерии в грузинском обществе. Похожим образом российский «Газпром», как ожидают грузинские эксперты, может под видом армянского «АрмРосгазпрома» купить часть акций тбилисской газораспределительной компании.

В Грузии много говорят о «стратегической опасности», которую несет экспансия российского бизнеса. Этим объясняется и осуждение властей оппозицией при любом намеке на появление российского инвестора на предприятиях, будь то «Ингури ГЭС» или железная дорога. Но если говорить начистоту, то кто, кроме России, захочет вкладывать средства в не приносящие сиюминутной выгоды компании да еще в стране, которая открыто конфликтует с могущественной соседней державой? В этом плане действующее правительство показывает себя гораздо прагматичней, нежели состязающиеся друг с другом в русофобии его политические оппоненты.