Родители и дети

Церкви в роли кавказских миротворцев

Накануне пять священнослужителей из Патриархии Грузии прибыли в Россию по приглашению Российской Православной церкви. Руководит делегацией епископ Зугдидский и Цаишский владыка Герасим, как сообщают в Патриархии. Грузин примет у себя сам Святейший Патриарх Кирилл.

О целях визита говорится в общих словах: «будут рассматриваться отношения между грузинской и российской православными церквями, религиозные и другие вопросы». Между тем, еще в апреле митрополит Зугдидский Герасим сообщил, что грузинский Патриархат надеется на содействие Русской церкви в организации визита Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго в Абхазию и ведет переговоры о посредничестве в этом вопросе с руководством РПЦ. Вероятно, именно этот вопрос и станет главной целью визита грузинских священнослужителей в Россию.

После признания независимости Абхазии Россией, представители абхазской церкви обратились к Русской православной церкви принять их под свое крыло. Она отклонила просьбу, поскольку не хочет ссориться с Грузинской церковью (ГПЦ). При этом светскую независимую власть и в Сухуме, и Цхинвале РПЦ признала. В феврале этого года, патриарх Кирилл, отправляя письма благодарности за поздравление по случаю его избрания на патриарший престол Сергею Багапшу и Эдуарду Кокойты, обратился к ним как к президентам.

Границы между государствами - не преграда для Церкви. Так власть Ватикана достигает Великобpитании, Геpмании, Чехии и других стран, независимо от их политических отношений и географического расположения. То есть абхазская церковь, как и южноосетинская, могла бы оставаться в подчинении ГПЦ без всякого ущерба для кровью завоеванной независимости. Если бы не одно «но». Абхазы мечтают о полной независимости от грузин, и не желают,чтобы местную паству окормляли подчиненные Патриарха Грузии Илии II. И этому есть объяснение. Для них Католикос из-за своей излишне политизированной позиции перестал быть духовным авторитетом. Он не только вмешивается во внутриполитические дрязги между оппозицией и властью, но и открыто выступает против самостоятельности Абхазии и Южной Осетии, причем даже на международном уровне.

12 июня Илия II попросил в письме Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна поддержать территориальную целостность грузинского государства. «Обращаюсь к членам ООН, и в частности к господину Пан Ги Муну, найти методы и возможности для восстановления территориальной целостности Грузии мирным путем. Обращаюсь к Вам с большой надеждой. Перед миром стоит множество глобальных проблем, которые необходимо решать, но выше этих проблем стоит истина. Истина хотя бы такой маленькой страны, как Грузия», - взывал предстоятель Грузинской православной церкви. Может быть, его слова тоже сыграли роль в сворачивании миссии ООН в регионе.

В своих проповедях в грузинских храмах Илия также не забывает упомянуть о необходимости воссоединения Грузии, не считая себя обязанным соблюдать политкорректность и игнорируя чувства своей абхазской и югоосетинской паствы. Он говорит, что хочет примирения народов, но негибкая политическая позиция, которой у духовного лица и быть-то не должно, только сеет вражду. Вслед за Патриархом лезут в политику и его последователи, пытающиеся и в Абхазии проповедовать «целостность Грузии». Это ненужное рвение в вопросах светских уже привело к высылке нескольких монахов из Кодорского ущелья, не признающих нынешние власти в Сухуме.

Если бы Грузинский патриархат занял нейтральную позицию по отношению к политической ситуации в стране, причин теснить его религиозную власть просто не было бы. Тогда и сближение грузинского народа с абхазским и осетинском проходило бы мягче.

Ведь удается же Илье II поддерживать теплые отношения с Московским Патриархатом, несмотря на отсутствие дипломатических связей между Грузией и Россией. Он даже встретился в декабре прошлого года с президентом России Дмитрием Медведевым, когда прибыл в Москву на церемонию прощания с Патриархом всея Руси Алексием II. Тогда предстоятель Грузинской православной церкви заявил, что «политическая напряженность, которая существует между Россией и Грузией, неестественна для нас». Значит, и Патриарх может отодвигать, когда нужно, политику на задний план?

За полгода благорасположение грузинского Патриархата к россиянам лишь окрепло. Это чувствуется по приветственному обращению Илии II к участникам третьего Международного русско-грузинского поэтического фестиваля «В поисках Золотого руна». Он пройдет с 20 по 29 июня на черноморском побережье Грузии. Глава грузинской церкви уверен, что «фестиваль не только сохранит нравственные ценности, но и будет способствовать укреплению духовной близости между братскими народами».

На днях российские священнослужители уже имели возможность пообщаться с митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом. Это произошло в швейцарском городке Шамбези, недалеко от Женевы, где с 6 по 12 июня прошло IV Всеправославное предсоборное совещание. «У меня остались самые теплые воспоминания от встречи и бесед с митрополитом Герасимом», - поделился впечатлениями с «Независимой газетой» архиепископ Волоколамский Илларион. По его словам, «взоры русского и грузинского народов обращены к нашим Православным Церквам», потому что «у Церквей есть большой, накопленный веками миротворческий потенциал, и мы должны его использовать».

Почему бы Грузинскому Патриархату не использовать этот потенциал и в отношениях с абхазской и осетинской паствой, и попробовать наладить мирный диалог не касаясь болезненных для всех политических проблем?