Мужчина и женщина

О пользе «осторожного выбора слов»

Да и как можно пропустить такое событие, как не воспользоваться случаем еще раз объявить всему миру, что «маленькая демократическая Грузия», как и «маленькая демократическая Литва», мужественно противостоят коварным проискам «огромной агрессивной тоталитарной России». И где найти лучшее для подобных откровений место, как не в Вильнюсе.

Недавно здесь прошло заседание Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, на котором президент Литвы Валдас Адамкус в своей речи в очередной раз набросился на Россию за то, что та «оккупировала» Грузию. По словам президента, международные организации не могут закрыть глаза на то, что Россия не уважает территориальную целостность Грузии, а также в одностороннем порядке блокирует международные миссии наблюдателей в Южной Осетии и Абхазии.

По словам Адамкуса, нельзя вернуться к порядку, при котором мир разделен на сферы влияния. В частности, литовский президент вновь напомнил о подписании пакта Молотова-Риббентропа, к которому прилагались секретные протоколы о разделении сфер влияния в Восточной Европе между Германией и СССР. «Мы не можем принимать "новых реальностей", навязанных силой. Мы не можем оставлять на волю судьбы тысячи людей, оказавшихся в зонах конфликтов на Южном Кавказе, в Молдавии или Юго-Восточной Европе. Наша общая ответственность заключается в создании доверия, решении разногласий и обеспечении безопасности, территориальной целостности и суверенитета государств», - метал громы и молнии в адрес Москвы литовский кавалер грузинского ордена Вахтанга Горгасали.

Объясняя, почему именно Литва ставит эти острые вопросы, в то время как представители ОБСЕ склонны к более мягкому тону, Адамкус подчеркнул, что в действительности не Литва, а ОБСЕ, чьи представители «выброшены» с территории, где они должны были быть наблюдателями, должны быть жесткими. Почему их тон «мягче», чем тон Вильнюса, литовский руководитель не понимает.

Такая вот страстная непонятливость литовского друга Михаила Николаевича вынудила председателя ПА ОБСЕ, португальского парламентария Жоао Соареша высказать свою точку зрения на августовские события прошлого года. В интервью литовскому агентству Delfi он прямо заявил, что ответственность за вооруженный конфликт, который произошел в августе 2008 года, должна взять на себя и Грузия, которая, согласно сообщениям, первая начала действовать, окружив столицу Южной Осетии Цхинвал.

«Больше 20 лет ситуация в Южной Осетии и Абхазии была стабильной, не было никакой войны. Кто сделал первый шаг? Кто был первым? Кто атаковал Цхинвал в ночь с 7 на 8 августа? Это важно знать. Поскольку, знаете, очень удобно говорить - какие плохие эти русские», - отметил Соареш. «Кто первым открыл огонь? Ситуация была такой, что де-юре Южная Осетия и Абхазия подчинялись власти Грузии», - добавил парламентарий.

«Мы были единственной международной организацией, которая находилась на месте, когда на Южном Кавказе происходил вооруженный конфликт между Грузией и Россией, - сказал Соареш. - Наш офис в Цхинвале был первым, кого атаковала грузинская артиллерия. В то время я и наш генсекретарь ПА ОБСЕ Спенсер Оливер были в Москве, разговаривали с господином Сергеем Лавровым, господином Борисом Грызловым».

Председатель ПА ОБСЕ полагает, что на Кавказе ПА ОБСЕ доказала, что у нее есть достаточно инструментов для борьбы с агрессорами. Причем, судя по этому интервью, агрессором он считает вовсе не Россию.

Соареш также проанализировал нынешнюю ситуацию в Грузии и подчеркнул, что в Тбилиси не все в порядке с демократией: «Вы, конечно, знаете, что в Грузии есть оппозиция, один из лидеров которой - Нино Бурджанадзе. Сейчас она жалуется, что в Грузии не чтут демократию».

В Тбилиси постарались не заметить замечаний Жоао Соареша. Мало ли о чем может рассуждать португальский парламентарий. Сейчас для господина Саакашвили куда важнее, чтобы в ходе переговоров с Медведевым и Путиным американский президент Обама «осторожнее выбирал слова». «В том случае, если Обама скажет такое, что Россия воспримет как разрешение, он в тот же час двинутся (на Грузию). Именно поэтому, каждое слово имеет важное значение», - заявил Саакашвили британскому изданию Independent.

Президент Грузии надеется, что его страна не будет принесена в жертву улучшения отношений между США и Россией.

Можно подумать, что в ходе своего первого визита в Москву Барак Обама только и собирается, что обсуждать ситуацию вокруг Грузии. На самом деле у нового хозяина Белого дома совсем иная повестка дня переговоров в Москве. Но Михаилу Николаевичу очень хочется верить, что американский президент твердо заявит в Кремле: «Руки прочь от Грузии!», как это вновь повторит в ходе торжественных мероприятий в Вильнюсе его лучший литовский друг Валдас Адамкус.