Мужчина и женщина

«Цивилизованный подход» к беженцам в Цхинвале и Тбилиси

На днях депутаты недавно избранного парламента съездили в общежития сельхозтехникума и на турбазу «Осетия». Но не отдыхать, а посмотреть, как живут беженцы. Среди них - и эмигранты 90-х годов, покинувшие националистическую Грузию, и переселенцы прошлого года. Последние, в свою очередь, делятся на две категории: одни бежали из Грузии, опасаясь мести и притеснений, другие - в самой Южной Осетии лишились жилья после бомбежек грузинской армии в августе прошлого года.

«То, что мы сегодня видели это ниже любых стандартов. Впечатления тягостные. Насколько я знаю, правительство старается что-то сделать, но ситуация никак не улучшается. Но я считаю, что нерешаемых проблем нет. Нужно только выстроить иерархию приоритетов того, что нужно сделать сейчас, потому что я не представляю, как эти люди могут провести еще одну зиму», - сказала по итогам поездки вице-спикер парламента Мира Цховребова.

Депутаты выслушали все жалобы на житье-бытье и пообещали сделать все возможное, чтобы помочь людям.

Пока что содействие чиновников ограничивалось гуманитарной помощью. Как сообщало ИА «Рес» в марте, семьям на турбазе «Осетия» выдавался паек, включающий макароны, сгущенное молоко, рыбные и мясные консервы. «Мы видим, что люди находятся в трудных условиях. По мере своих возможностей и при поддержке государства мы оказываем им помощь. Например, на зимний период мы обеспечивали людей обогревателями и дровами», - рассказывал председатель Комитета по делам беженцев Казбек Карсанов.

В июне власти республики начали перерегистрацию беженцев. Она проводится для того, чтобы обновить базу данных и систематизировать сведения об изменениях в семейном плане, рождаемости, смертности, жилищных условиях. Как пояснил ИА «Рес» Казбек Карсанов, сбором информации займется «специальная группа, которая будет выезжать в населенные пункты и села и на месте добывать все сведения о беженцах».

По данным комитета по делам беженцев, на 14 июля число зарегистрированных беженцев составило 2300 человек, но перерегистрация еще не окончена. По прежним данным, которые в середине июня приводил министр здравоохранения и социального развития Южной Осетии Нугзар Габараев, число беженцев в Южной Осетии составляло более 4500 человек. Еще как минимум 13 тысяч бежавших осетин создали дополнительную нагрузку на бюджет Северной Осетии. Сколько людей поселились у родственников в России и не встали на учет, выяснить не представляется возможным. Известно, что выехали из Южной Осетии в августе 36 тысяч человек. Но далеко не всем есть куда возвращаться.

Продолжается и эмиграция осетин из Грузии. По вчерашнему сообщению информационного центра Кахетии, они покидают этот регион из-за тяжелых социально-экономических условий. В течение последних трех лет резко сократилось число осетин в селах Пичховани и Аргохи Ахметского района, Цицкаантсери Кварельского района, Китаани Гурджаанского района и Болкви Лагодехского района. Например, на территории Лагодехи к 2003 году проживало 2239 осетин. В настоящее время их численность не превышает пятисот человек.

Министерство здравоохранения и социального развития Южной Осетии уже разработало государственную программу по делам репатриации беженцев и перемещенных в результате августовского конфликта лиц. В ней, по словам главы ведомства Нугзара Габараева, была предусмотрена всесторонняя помощь и возможность привлечь международные организации.

Благодаря поддержке Грузии в западных средствах массовой информации, мир больше слышал о беженцах-грузинах и палаточных городках в Тбилиси, чем в Южной Осетии. Поэтому и были так щедры европейские страны-доноры, гарантировавшие более четырех с половиной миллиардов долларов помощи Грузии, якобы «пострадавшей от российской агрессии», а не от недальновидной политики собственного руководства. Южной Осетии помогала только Россия. Хотя она решила направить на восстановление республики тоже немалую сумму - 10 миллиардов рублей, но пока выделила лишь пятую часть из них. Кроме того, реабилитировать и построить там нужно не только дома, но коммуникации. К тому же республика разрушалась не только пять августовских дней, а несколько раз до того во время военных акций грузинского правительства в этом, тогда еще сепаратистском, регионе.

По данным Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) всего в результате конфликта вокруг Южной Осетии перемещенными лицами стали 192 тысячи человек. Из них 133 тысячи - бежали из зоны боевых действий на юг Грузии. Но уже к концу октября 78 тысяч из них вернулись в места постоянного проживания. 8 ноября международная организация Amnesty International заявила, что беженцами остаются 24 тысячи грузин из Южной Осетии и приграничных с ней районов.

По июньским данным, которые грузинский министр по делам беженцев Коба Субелиани представил The Washington Times, всего из Южной Осетии и Абхазии после августовских событий выехали и получили статус беженцев 26 тысяч человек. Для них правительство, совместно с международными организациями, за три месяца спешно построило около четырех тысяч новых домов и отремонтировало 2500 квартир. Коттеджи для пострадавших в Грузии действительно были построены быстро, особенно в сравнении с Южной Осетией, но качество домов, как отмечала неправительственная организация «Международная прозрачность - Грузия», оставляет желать лучшего.

Между тем, перечисление помощи грузинам от европейских друзей и США продолжается. На днях стало известно, что Евросоюз выделяет Грузии 12 миллионов евро на улучшение условий проживания вынужденно перемещенных лиц. Речь идет как о беженцах последней волны, так и пострадавших во время гражданской грузино-абхазской воны 90-х годов. Беженцев из Абхазии насчитывают до 300 тысяч. За два десятка лет Грузия не смогла устроить им достойные условия существования. Теперь подсобит Европа. Вот правительство Швеции сообщило, что выделит два миллиона евро Детскому фонду ООН на беженцев, компактно проживающих в Гори. А дети-беженцы в Мцхетском районе получат гуманитарную помощь от организации «Друзья Грузии в Дании и Шлезвиге».

Правительство же Грузии будет строить новые резиденции и совершать заграничные вояжи, дабы вымазживать очередную порцию «гуманитарки» для грузинских переселенцев, будто оно перед ними ни в чем не виновато. Как и перед теми, кто живет в лагерях беженцев в Южной Осетии.