Мужчина и женщина

Саакашвили «воскрес», оппозиционные страсти стихают

Визит Джозефа Байдена пошел на пользу Михаилу Саакашвили. Президент получил «высочайшее» одобрение свом инициативам, с которыми выступил во время дебатов в парламенте, и новые задания. Хотя СМИ муссировали версию о том, что Байден подготовит лидеров Украины и Грузии к уходу, в Тбилиси таких признаков не наблюдается.

Стало очевидно, что Саакашвили избежал политической смерти, утверждает The New York Times. Она приводит мнение эксперта Лоренса Скотта Шитса из независимой организации International Crisis Group, который поражается способности грузинского президента воскресать после многочисленных ошибок, будь то разгон демонстрации в ноябре 2007 года или война с Россией. Все, кто ожидал, что Байден раскритикует Саакашвили или вдохнет своей поддержкой новую жизнь в акции протеста, были разочарованы. «Это не значит, что беды Саакашвили кончились: миллиард долларов, предоставленный Вашингтоном после войны, уже распределен, уровень безработицы вырос до 17 процентов», - отмечает издание.

Впрочем, оппозиционные грузинские политики обращают внимание, что заокеанский гость воздерживался от лестных выражений в адрес президента. «Байден однозначно выразил поддержку Грузии в плане развития демократии, покажите хоть одну фразу Байдена из его выступлений в Тбилиси, в котором бы он выразил бы поддержку лично Саакашвили», - заявила лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. По мнению экспертов, Байден подталкивал и грузин, и украинцев решать внутренние дела самим. США, видно, больше не хотят получать шишки от мировой общественности за поддерживаемых ими незрелых политиков.

Но сил «решать самим» у оппозиции, чувствуется, не осталось. К приезду вице-президента правоохранительные органы сдвинули клетки-камеры с проезжей части проспекта Руставели перед парламентом, и никто из уличных политиков даже не возмутился. Напротив, было решено демонтировать решетчато-полиэтиленовый город. Консервативная партия поспешила заявить, что «акция клеток» выполнила свою задачу. Поскольку сместить президента и даже компрометировать его режим в глазах мировой общественности клетки не смогли, получается, что они просто напросто временно решили «квартирный вопрос» участников кампании неповиновения.

Вслед за клетками-камерами с проспекта Руставели исчезла и трибуна, с которой ежедневно лидеры народного протеста изливали гнев на руководство страны. Больше не будет этих регулярных митингов, сообщил в пятницу лидер объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе. Без особого энтузиазма он призвал соратников не отчаиваться. Протест усилится, пообещал главный соперник Михаила Саакашвили на предыдущих выборах. Лидер движения «За единую Грузию» Эка Беселия и Нино Бурджанадзе также заявляют, что борьба не окончена, и осенью будет возобновлена.

Но подобные обещания люди слышали после каждого провала планов оппозиции - после истечения срока ультиматума от 9 апреля, после гражданского парада 26 мая, после стычки с полицией 15 июня. Однако никакие пламенные речи внепарламентских политиков оказались не способны пошатнуть кресло под президентом. И США, и Европа, как бы не декларировали принцип невмешательства, были на стороне правительства.

И вот спустя почти четыре месяца после начала акций протеста, лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили вынуждена признать, что пройдена лишь половина пути «мирной борьбы за отставку Саакашвили». Но то, что оппозиции кажется «наполовину полным стаканом» власти Грузии воспринимают как «наполовину пустой стакан». И предлагают оппозиции направить свои усилия с «деструктивной» деятельности на «конструктивную».

Сегодня парламент страны рассмотрит законопроект, который восстановит депутатские мандаты 10 политикам, которые в июне прошлого года отказались от своих мест. Они сочли выборы 21 мая 2008 года сфальсифицированными. Среди добровольных «отставников» Леван Гачечиладзе, консерватор Звиад Дзидзигури, лидер Партии народа Коба Давиташвили, Эка Беселия, лидер Национального форума Губаз Саникидзе, лидер партии Свобода Константин Гамсахурдия и пятеро политиков от «Новых правых» - Давид Гамкрелидзе, Пикрия Чихрадзе, Давид Саганелидзе, Мамука Кацитадзе и Ираклий Иашвили.

Труды депутатов могут пропасть даром. Саакашвили предложил радикалам вернуться в лоно парламента еще в июне, но ни один из них не изъявил такого желания. Их можно понять. В стране, где узурпировала власть небольшая кучка людей, парламент играет роль демократической декорации. И на его членов ложится моральным грузом ответственность за порой авантюристические решения узкого круга политиков, наподобие плана военного захвата Цхинвала в августе прошлого года.

Если кто и пошел бы на контакт с властями, то это мог бы быть дипломатичный Ираклий Аласания, лидер «Альянса за Грузию». Но, во время прошлогодних парламентских выборов он представлял Грузию в ООН, и не помышляя о борьбе со своим шефом. Чтобы войти в реальную, а не уличную политику, ему придется дожидаться новых выборов. Путь к ним Аласания начал с создания партии «Наша Грузия - свободные демократы», у которой пока кроме названия нет ничего. Как сообщает пресс-служба партии, после визита Байдена Ираклий Аласания отправился в регионы выслушивать рассказы о бедах и чаяниях людей. С учетом их проблем будет написана программная концепция партии. Пока же роль «свободных демократов» весьма сомнительна.

После визита Байдена Аласания выступил с осуждением диктаторских методов управления, используемых Саакашвили, и призвал мировое сообщество «открыто критиковать любые антидемократические проявления в Грузии». «Чтобы жаркие речи Саакашвили снова не разошлись с его делами, международное сообщество должно заставить его сдержать слово», - заявил Аласания, как видно совершенно смирившийся с необходимость терпеть президента до конца отмеренного ему срока.

Другие оппозиционные деятели все еще говорят о намерении продолжить борьбу с президентом. Но без поощрения из-за океана, увы, пока не знают как.