Мужчина и женщина

С критикой к Багапшу, но уже «на грузинском коне»

3495.jpeg Оппозиция Абхазии долго критиковала президента Сергей Багапша за законопроект о приватизации недвижимости иностранцами. Боялись засилья россиян. Абхазов уверили, что друзей бояться - независимыми не быть. Теперь группа бывших депутатов обратилась к действующим с письмом, в котором предупредила о грузинской угрозе при скупке не-гражданами абхазских земель.

Необъявленное начало президентской избирательной компании в Абхазии ознаменовалось публичными выпадами в адрес нынешней власти со стороны оппонентов,  желающих встать у руля обретшей независимость республики. Одно из основных обвинений «от имени многих, хотя и не всех», как сказал бы Фазиль Искандер,  было связано с намерением руководства страны разрешить приватизацию абхазской собственности иностранцами. Тогда оппозиционеры во главе с лидером партии Экономического развития Абхазии Бесланом Бутбой напророчили, что засилье российского капитала вызовет у абхазов негативную реакцию по отношению к стране-покровителю.

На эту критику Сергей Багапш откликнулся в интервью российским СМИ. Обвинения, касающиеся передачи Абхазской железной дороги в управление РЖД, президент назвал «глупостью». «Международное сообщество нас не признало. У нас нет международных кодов. И мы выезжать железнодорожным транспортом не сможем за пределы Абхазии, если не отдать эту дорогу в управление. И нужно сказать России большое спасибо, если она возьмет, ОАО «РЖД» на себя взвалит эту миссию, как помощь нам», - заявил Багапш в интервью Финам.FM.

Проекты «Роснефти» по добыче углеводородного сырья на шельфе Черного моря президент тоже считает оправданными. Понимая тревогу защитников природы, он, однако, напоминает, что ни одна причерноморская страна не стесняется использовать общий водный бассейн. И турки, и болгары, и россияне уже начали разрабатывать недра. На шельфе той же Грузии, по данным Багапша, работают пять американских компаний. «Если все откажутся - и мы откажемся. Мы тоже должны жить и поднимать свою экономику, обогащаться. Вот как вопрос ставится. Не мы начали первые это. А если на границе с Абхазией Грузия бурит и что-то случается - что, это пятно не перейдет в Абхазию?», - задает Багапш риторический вопрос.

В обоих случаях  - и с РЖД, и с месторождениями нефти - речь идет лишь о передаче их в управление российским компаниям, а не о продаже.  Причем  любые сделки по стратегическим объектам сейчас совершаются совершенно прозрачно. «У нас каждый объект, который идет в продажу российскому бизнесу (иностранцев сейчас не очень много), он принимается отдельным законом парламента», - пояснил Сергей Багапш. Вот предшественники его действительно в скрытой форме передали права на многие объекты под формулировкой «в аренду на 49 лет с правом приватизации». То, что осталось, - требует реставрации, а значит и капиталовложений, которые готов предоставить, опять-таки, российский бизнес.

Легализация продажи недвижимости иностранцам не ухудшит, а улучшит ситуацию в  Абхазии, уверен президент. Сейчас, по словам Сергея Багапша, «все продают уличными сделками, обманывая друг друга». Россияне ради покупки недвижимости подают заявления на получение гражданства, а «это процедура грязная, кто-то просит, кто-то деньги платит, там много негатива». Законопроект «О приватизации республиканского и муниципального имущества», принятый депутатами в первом чтении, должен решить эти проблемы, считает президент.

Однако «многие, хотя и не все» указали на другую опасность - приход грузин на абхазский рынок недвижимости. Письменное предостережение абхазским парламентариям нынешнего созыва направили экс-депутаты, сообщает «Апсныпресс». Послание было обнародовано в офисе общественной организации «Ахьаца».

«В Грузии уже функционируют фонды по закупке недвижимости в Абхазии и с нетерпением ждут принятия подобного закона», - предупреждают авторы послания. Действительно, многие грузины, бежавшие из мятежного региона во время гражданских войн 90-х годов, хотели бы вернуть свое имущество. Но часть домов в соответствии с абхазскими законами через 15 лет после самоустранения собственников была передана новым хозяевам, часть - разрушена. Да и абхазское руководство неоднократно уже заявляло, что после августовской войны прошлого года возвращение грузин в Абхазию будет проблематичным с морально-этической точки зрения. Власть не может им гарантировать полную безопасность от мести со стороны абхазов, потерявших родню в гражданской междоусобице.

Критики законопроекта указывают, что снятие запрета на сделки в считанные месяцы удвоит население республики, что будет означать «демографическую экспансию». Но ведь вместе с русскими в страну потянутся члены турецкой диаспоры абхазов, которые пока не готовы сменить гражданство. Ведь, по словам Багапша, в республике сейчас проживает лишь 100-110 тысяч абхазов, а в Турции их число достигает 600 тысяч человек, из которых «многие, хотя и не все» хотели бы вложиться в родную землю.

По мнению авторов открытого письма, законопроект о приватизации «концептуально противоречит национальным интересам Абхазского государства» и «носит антиабхазский, антиконституционный характер». По словам одного из подписантов Геннадия Аламиа, «если такой закон принимается осознанно - это преступление», поскольку «из-под наших ног уходит наша Родина». А Руслан Харабуа отмечает, что принятие закона покажет недееспособность парламента.

Бывшие депутаты парламента предлагают вынести законопроект на широкое обсуждение в обществе. И именно этого, как признался Сергей Багапш, он и хотел добиться своей инициативой. «Я прокинул эту информацию, но не все восприняли однозначно. Поэтому мы придержали этот вопрос сегодня еще пока», - отметил президент в эфире «Эху Москвы». К оппозиционной критике - конструктивной и не переходящей на личности Багапш относится спокойно. Единственное требование с его стороны - не оскорблять друг друга. «В Абхазии это чревато просто семейными разборками», - пояснил он. Как говаривал в годы советской власти эпический дядя Сандро, «неужели вы до сих пор такие темные, что не знаете - за отца сыновья должны отомстить». Таков обычай. И с этим  на Кавказе приходится считаться даже демократам.

А еще здесь уважают мнение старейшин. Так что к воззванию старых депутатов могут и прислушаться. Хотя нельзя не признать правоту Багапша, который говорит о том, что при прежней власти у Абхазии не было ни независимости, ни солидного бюджета, ни возможности исполнять социальные функции, ни средств восстанавливать хозяйство. Теперь все это есть.  Так кто оказался прав, власти с приставкой экс- или без нее?