Мужчина и женщина

Раскол по муниципальной линии

Парламент Грузии принял в первом чтении конституционные поправки, которые позволяют вернуться в высший законодательный орган десяти депутатам. Они разорвали свои мандаты в знак протеста, заявив о фальсификации выборов 2008 года. Все это время они позиционируют себя как радикальная непарламентская оппозиция. Правда, к осени 2009 года от радикального настроя многих не осталось и следа. После того, как ряд оппозиционных деятелей согласился на встречу с представителями силовых ведомств и достиг определенных договоренностей, вопрос о сотрудничестве с властями стал одним из актуальных.

Нужно отметить, что власти неоднократно предпринимали попытку вернуть оппозиционных депутатов к законотворческой работе. После весенних акций протеста президент Грузии Михаил Саакашвили предложил вернуться в парламент представителям радикальной оппозиции. Тогда они сказали категоричное «нет». Даже распространили совместное заявление.

На заседании внеочередной сессии 31 июля грузинские законодатели приняли постановление по созданию организационной комиссии, которая обеспечит публикацию проектов конституционного закона «О внесении дополнений в Конституцию Грузии» и их всеобщее народное обсуждение. Президент Грузии Михаил Саакашвили внес в Парламент проект конституционных поправок 27-го июля, сообщает «Новости-Грузия».

Согласно законопроекту, полномочия члена парламента Грузии будут восстановлены депутатам, избранным по пропорциональной избирательной системе в ходе выборов 21-го мая 2008 года. Проект конституционных изменений коснется лишь тех оппозиционных политиков, которые победили на выборах по партийным спискам. Депутаты, которые выиграли выборы по мажоритарной системе, не смогут вернуть мандаты, так как в их округах уже были проведены промежуточные выборы и вакантные места были заполнены.

Напомним, в июне 2008 года 12 оппозиционных политиков отказались от депутатских мандатов, заявив, что парламентские выборы 21-го мая 2008 года были фальсифицированы. От мандатов отказались лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе, лидер консерваторов Звиад Дзидзигури, лидер «Партии Народа» Коба Давиташвили, лидер «Движения за единую Грузию» Эка Беселия, лидер «Национального Форума» Губаз Саникидзе, лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдия и пятеро политиков от «Новых Правых» - Давид Гамкрелидзе, Пикрия Чихрадзе, Давид Саганелидзе, Мамука Кацитадзе и Ираклий Иашвили.

На днях грузинские СМИ уже сообщили, что лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа ведет консультации относительно возвращения в парламент. «У Константина Гамсахурдиа запланированы встречи с представителями политических кругов США, а так же с лицами, заинтересованными в Грузии. Решение о возвращении депутатского мандата Гамсахурдиа примет после консультаций с коллегами из США. Их мнение по этому вопросу является важным для нас», - отметил Брегадзе в беседе с агентством GHN.

Вопрос о возвращении оппозиционеров пока до конца не решен. Надо полагать, что на сегодняшний день гораздо актуальнее вопрос предстоящих муниципальных выборов. Оппозиция и не скрывает, что намерена бороться за кресло мэра. Проблема как всегда лишь в том, что у оппозиции нет единого мнения на этот счет, и как следствие - нет единого кандидата. Призывы о выдвижении одного лидера от оппозиции звучали уже неоднократно. Но, когда в товарищах согласья нет, результат известен.

Однако появились сведения, что непарламентская оппозиция Грузии начинает консультации, в результате которых путем предварительного голосования будет избран единый кандидат для участия в выборах различного уровня. Об этом, как сообщает «Кавказский узел», заявил лидер Консервативной партии Грузии Звиад Дзидзигури. По его словам, единственной возможностью противостоять властям является «здоровое объединение сил оппозиции». Правда, он не уточнил, в каких именно выборах оппозиция будет принимать участие.

«Исходя из прошлых ошибок, объединение оппозиции должно быть более организованным, и у объединенной оппозиции должен быть лидер, ответственные лица и единые структуры в регионах», - заявил Дзидзигури. Лидер консерваторов также отметил, что консультации с остальными политическими партиями уже ведутся, но теперь они примут открытый характер.

Как уже сообщалось, оппозиционный «Альянс за Грузию» может выдвинуть на пост мэра Тбилиси кандидатуру своего лидера Ираклия Аласания. Предполагается также объединение части непримиримой оппозиции, которая, не исключено, выдвинет кандидатом в мэры Тбилиси на первых прямых выборах 30 мая 2010 года экс-кандидата в президенты Левана Гачечиладзе. Однако уже сегодня ряд грузинских СМИ сообщили, что Гачечиладзе, как впрочем и омбудсмен Созар Субари, срок полномочий которого на этом посту истекает 16 сентября, возможно, присоединятся к альянсу Аласания. Один из лидеров альянса Зураб Абашидзе подтвердил, что они ведут переговоры с организацией Гачечиладзе.

По мнению некоторых политологов, такое стремление оппозиционеров побороться за пост мэра, изрядно снижает протестный заряд. Политолог Сосо Цинцадзе, например, считает, что оппозиция не готовится к выборам местных самоуправлений, хотя времени остается все меньше. По его словам, подобные действия вызовут то, что пост мэра Тбилиси вновь займет кандидат властей.

Причину неподготовленности оппозиции эксперт видит в том, что в ее рядах появилось много «черных кошек». Цинцадзе подразумевает под этим то обстоятельство, что часть оппозиции согласна на переговоры а часть нет. Хотя, по его мнению, единственным правильным шагом в сегодняшней ситуации, являются именно переговоры. Подобная стратегия оппозиции и не совсем внятная ее позиция вряд ли будут одобрены электоратом.

Как свидетельствует опрос на грузинском Интернет-сайте gamokitxva.ge общество желает более радикальных мер по смене власти, пишет газета ВЗГЛЯД. 38,84 процента участников опроса поддерживают смену власти революционным путем. Отвечая на вопрос, «Чего Вы требуете от оппозиции?» только 5,72 процента респондентов высказались за переговоры с властями. За продолжение акций протеста до смены режима высказались 30,06 процентов. Усиления парламентской оппозиции хотят 12,62 процента.

Так что сотрудничество с властями и борьба за кабинеты муниципального значения вполне может обернуться общественным равнодушием к политическим процессам в стране.