Мужчина и женщина

Йохан Вербеке хочет сменить формат дискуссий

Йохан Вербеке, когда была принятая фантастическая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о возвращении беженцев-грузин в Абхазию и Южную Осетию, противопоставил своем мнение этому документу. Он заявил, что решение ГА может не совпадать с позицией всей Организации Объединенных Наций. Он вовсе не собирался критиковать резолюцию, и даже сказал, что она «поможет нам в вопросе возвращения беженцев». «Вопрос возвращения беженцев обычно рассматривается разными организациями, и у каждого свое видение и отношение к этой проблеме», - заявил он, видимо, имея в виду, что ООН отдельно от ГА подготовит нечто вроде плана по репатриации грузин.

17 сентября грузины и европейские сопредседатели дискуссий в Женеве получили от абхазов и осетин четкое «нет» по поводу рекомендаций из резолюции ГА ООН. После этого Вербеке заявил, что пора менять формат самих дискуссий и пообещал разработать план к следующему заседанию 11 ноября. Возможно, его соображения на этот счет и стали предметом обсуждения на воскресной встрече с Сергеем Багапшем.

А накануне засомневаться в эффективности предложенного в Женеве механизма по предотвращению инцидентов заставили никчемные итоги очередной встречи в Гале.

После переговоров руководитель информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили заявил, что прогресс был только по одному вопросу - по передвижению школьников, которые живут в Гальском районе Абхазии, а учатся, почему-то, в Грузии. Переговорщик из Тбилиси решил, что теперь школьникам позволят беспрепятственно переходить в соседний Зугдидский район.

GeorgiaTimes уточнила у постпреда президента Абхазии в Гальском районе Руслана Кишмария, действительно ли пограничники позволят детям ежедневно пересекать государственную границу по пути в школу и обратно. Оказалось, что Утиашвили не совсем правильно трактует позицию Сухума по этому вопросу. Кишмария уточнил, что абхазы и не возражали против передвижения школьников из одной страны в другую, но только в законных пунктах пропуска, а именно - по Ингурскому мосту.

«Они ходят через речки, через старые мосты, а это угрожает их жизни. Прежде всего поэтому мы были против», - пояснил он, добавив, что никакой договоренности с Грузией, чтобы дети пересекали границу в неположенных местах, достигнуто не было. Руслан Кишмария подчеркнул, что в Гальском районе работают грузинские школы, где ведется преподавание на грузинском языке, и детям нет никакой необходимости ехать в Зугдидский район.

«Мы предложили миссии ЕС, которая здесь присутствует, взять на себя охрану детей, которые ездят учиться в Грузию. Пусть они их сопровождают, охраняют в школе, чтобы с детьми ничего не случилось. Но они отказались!» - отметил полномочный представитель Багапша. У них, мол, нет возможности. Ну, а Абхазия также не хотела бы отвечать за ребят, если с ними что-нибудь случиться в Грузии. Так что, консенсусом решение школьного вопроса не назовешь.

Самым важным для абхазов был вопрос по пресечению захватов торговых судов грузинскими катерами. Последний прецедент был в конце августа, когда за торговлю нефтью с Сухумом поплатились турецкий судовладелец и капитан танкера «Букет». «Мы предложили создать группу по расследованию захватов в нейтральных водах, чтобы такая комиссия давала оценку этим фактам, которые по закону определяются как «пиратство», - рассказал Кишмария. Но и грузины, и Евросоюз на эту инициативу ответили отказом.

Зато они снова требовали от Абхазии исполнения резолюции по беженцам. «Мы у них спросили: покажите хоть один из конфликтов в мире, где после военных действий удалось вернуть 70 тысяч беженцев, как это сделали мы после гражданской войны 90-х годов, когда вселили грузин в Гальский и Очамчирский районы. Нигде более двух-трех тысяч человек вернуть не удавалось. Напомнили о Косово», - добавил полдпред. По его словам, Абхазия считает, что говорить о дальнейшем возвращении грузинских беженцев можно было бы только после экономической реабилитации республики. «Они (грузины-ред.) в свое время этого не сделали, а просить никого ни о чем мы не собираемся. Так что резолюция ГА ООН останется на бумаге, мы этот вопрос не обсуждаем», - пояснил Кишмария.

Он также добавил, что Абхазия предоставила грузинской стороне список из 6 фамилий преступников, которые недавно нарушили закон в Абхазии и скрылись на территории Грузии. Абхазы просят экстрадировать их в Сухум или хотя бы судить в Тбилиси. Переговорщики список взяли, но ничего не пообещали. Возможно, этот вопрос абхазы снова поднимут на следующей встрече в Гали через две недели.