Мужчина и женщина

Побег из-за «новой берлинской стены»

Русофобия, захлестнувшая в последнее время Тбилиси, коснулась деятелей культуры, спортсменов, опальных военных и, в первую очередь, журналистов. «Свободная» грузинская пресса не потерпит никакого инакомыслия, если дело касается президента Саакашвили и его деяний. В частности, стоило журналисту Левану Гудадзе обмолвиться не так о событиях августа прошлого года, как тут же началась травля его информационного агентства ITN Exclusive.

«То, что я писал, на 180 градусов отличается от пропаганды Саакашвили. Я изначально придерживался той информации, которая у меня была: Саакашвили и грузинская сторона ночью 7 августа начали массированный обстрел Цхинвала, с этого и начался конфликт. Это - правда, и скрывать это, на мой взгляд, нет смысла», - говорит Леван Гудадзе.

Действительно, правду не скроешь. Как раз в эти дни обнародован доклад комиссии Евросоюза, возглавляемой Хайди Тальявини, в котором черным по белому написано, кто виноват в прошлогодней войне. Ее развязал режим Саакашвили.

Об этом же главный редактор грузинского информационного агентства ITN Exclusive Леван Гудадзе пытался сказать своим читателям. По его словам, при освещении военного конфликта в Южной Осетии его агентство не разделяло принципов информационной политики официального Тбилиси, придерживаясь объективности в подаче информации.

«Апокалипсис по-грузински», «Акция 9 апреля или большая афера» - вот только некоторые заголовки его статей.

В «демократической и свободной» Грузии долго терпеть подобное вольнодумство не стали. В августе прошлого года объективной журналистике в стране, считает Гудадзе, пришел конец. Интернет-сайт журналиста закрывался трижды. Потом закрылось и само агентство, но Гудадзе продолжал публиковаться в немногих независимых СМИ.

Тогда начались звонки с запугиваниями на его мобильный телефон. «Постоянные угрозы, начиная с августа. Это спецслужбы Грузии. Психологическое давление было огромным, и оно нарастало. Угрозы по телефону были не только на мой номер, но и на номер жены. Появился страх за семью. Это и было причиной. Выбора просто не было», - объясняет Леван Гудадзе, что его заставило обратиться с просьбой о предоставлении политического убежища в России.

Семье журналиста семь раз пришлось менять место жительства. Когда в Тбилиси работать было уже невозможно, он забрал своих родных и переехал в Рустави. Но их, по словам Гудадзе, нашли и там.

3 сентября Гудадзе вместе c матерью, женой и дочкой перебрался на территорию Южной Осетии. Оттуда семья в сопровождении пограничников была доставлена в Управление Федеральной миграционной службы по Северной Осетии.

При свойственной режиму Саакашвили «шпиономании» реакция некоторых грузинских комментаторов была предсказуема. Гудадзе назвали российским агентом, который «успел вовремя сбежать».

Но официального обвинения журналисту не предъявлено. Как заявил госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, «взять в шпионы» Левана Гудадзе российским СМИ понадобилось для пиара.

И вообще, об этом человеке госминистр ранее ничего не слышал. Не было ему известно и о том, что Гудадзе занимался журналистской деятельностью.

В Министерстве внутренних дел Грузии заявили, что не владеют информацией о просьбе Левана Гудадзе предоставить ему политическое убежище из-за угроз во время работы в Грузии. «Впервые слышу, что Леван Гудадзе - такой журналист - существует», - заявил начальник информационно-аналитического департамента Грузии Шота Утиашвили.

В течение месяца история Гудадзе в Тбилиси почти не комментировалась. Очевидно, грузинские власти были обескуражены даже не самим фактом бегства журналиста Гудадзе из-за построенной Саакашвили «новой берлинской стены», а тем обстоятельством, что первоначально о политическом убежище Гудадзе просил власти Южной Осетии.

«Наверное, мы должны предположить, что Цхинвал - оазис свободных СМИ. Было бы понятно, если бы он из Грузии бежал в США, где СМИ более свободны, но бегство в Цхинвал - как-то даже смешно», - сказал Якобашвили.

«Что касается вопроса о предоставлении ему политического убежища сепаратистами, мы не владеем информацией. Хотя, если желает быть с сепаратистами, мы ему мешать не намерены, но он назад не сможет вернуться», - вторил министру Шота Утиашвили.

Напомним, что в середине сентября из Грузии в Лондон по политическим причинам решила уехать телеведущая «Рустави 2» Инга Григолия. Интересно, какую очередную версию «шпионской истории» преподнесут грузинской публике авлабарские мифотворцы, когда из Тбилиси «убежит за стену» новый журналист?