Мужчина и женщина

Генпрокурор Зоделава между властью и законом

Накануне грузинский депутат Гия Цагареишили заявил, что представит новому главному прокурору страны Муртазу Зоделава дело об убийстве полицейскими Зураба Вазагашвили. С этой просьбой к парламентарию обратился отец погибшего.

Вчера они вместе провели пресс-конференцию. На ней потерявший сына Юрий Вазагашвили посетовал, что другие представители оппозиции до сих пор не взяли это дело под свой контроль.

Дело Зураба Вазагашвили в Грузии ставят в один ряд со скандальными убийствами банковского служащего Сандро Гиргвлиани и Амирана Робакидзе, которые также погибли в результате превышения полицейскими своих служебных полномочий. «Грузинское правосудие по всем этим делам совершенно обанкротилось. Реального правосудия при рассмотрении этих дел не было», - как-то заявил адвокат семьи Вазагашвили Малхаз Джангирашвили.

2 мая 2006 года у кортов «Динамо» в Тбилиси была устроена облава на автомобиль BMW. В перестрелке были убиты двое из трех сидевших в машине человек - Александр Хубулов и Зураб Вазагашвили. Еще один - Буба Бутуридзе - был ранен.

Легкие повреждения получил один из сотрудников криминальной полиции, также была повреждена полицейская машина.

По данным оперативников, Зураб Вазагашвили и его сообщники готовили разбойное нападение на одну из тбилисских семей. Из автомашины подозреваемых было изъято четыре пистолета. Там же, по материалам следствия, найдены две ручные рации, клейкая лента и маски.

Однако родственники и близкие погибших опровергли эту версию и потребовали тщательного расследования дела.

На месте ликвидации двух парней случайно оказались представители офиса народного защитника Грузии. По их данным, полицейские устроили засаду и первыми открыли огонь.

Впоследствии следователи игнорировали показания свидетелей, оказывали на них давление, принуждая отказаться от дачи показаний, уничтожали доказательства и препятствовали работе адвокатов.

В апреле 2007, почти через год после убийства, дело о превышении полномочий сотрудниками полиции было закрыто за недостатком доказательств. Кроме того, следствие сняло с семьи Вазагашвили статус пострадавших, что не позволило адвокатам опротестовывать это решение в Грузии.

Благодаря последовательной позиции теперь уже ушедшего в отставку омбудсмена Созара Субари, эта история попала в доклад Европейского комитета по предупреждению пыток. В нем было отмечено, что следствие по делу о гибели Зураба Вазагашвили и Александра Хубулови «не было исчерпывающим».

Защитники семьи убитого обвинили власти Грузии в покровительстве убийцам. Адвокаты передали дело в Европейский суд по правам человека, и он в декабре 2007 года принял иск к рассмотрению. Но пока известий из Страсбурга нет.

В иске, по словам Джангирашвили, сказано, что, несмотря на многочисленные требования провести альтернативную экспертизу машины, в которой был расстрелян Зураб Вазагашвили, правоохранительные органы отказываются предоставить ее.

Адвокат считает, что именно после того, как защита потребовала провести «альтернативную экспертизу этой машины, дело было закрыто».

«Сегодня с уверенностью можно говорить о том, в чем у нас вначале были сомнения. А именно: никакой спецоперации 2 мая 2006 года не было. Имело место умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, осуществленное сотрудниками полиции», - утверждал Джангирашвили.

Весной прошлого года родители убитого во время так называемой «спецоперации» Вазагашвили начали бессрочную голодовку у здания парламента Грузии. Они сообщили, что уже «пять раз обращались к Михаилу Саакашвили с открытым письмом, в котором доказывали, что нашего сына намеренно убили сотрудники МВД».

Однако президента не интересовала судьба отдельно взятой грузинской семьи, тем более, что в тот момент он был занят подготовкой к войне в Южной Осетии. Положение судебной системы, при любых обстоятельствах оправдывающей власть, его вполне устраивало.

Но не устраивало народ. Во время акций протеста, начавшихся 9 апреля этого года, оппозиционеры распознали в одном из полицейских у здания Общественного телевидения убийцу Зураба Вазагашвили - Ираклия Пирцхалава. Молодой активист Мурман Патарая объявил, что этот человек должен быть в тюрьме, а не охранять телекомпанию. А лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе призвала полицию защищать свою честь и встать на службу народа.

Сейчас, когда в Грузии сменился главный прокурор, родители Зураба Вазагашвили надеются, что расследование по делу будет возобновлено.

Накануне на пресс-конференции в парламенте Юрий Вазагашвили заявил, что материалы следствия и заключение экспертизы были сфальсифицированы.

В этом он обвинил «лично» министра внутренних дел Вано Мерабишвили и бывшего генпрокурора Зураба Адеишвили. «У нас на руках достоверное доказательство, которое опровергает утверждение правоохранителей о том, что якобы выстрелы в направление полиции сперва прозвучали со стороны парней. Сделанное на месте происшествия фото доказывает, что заднее стекло машины не разбито», - заявил на пресс-конференции Юрий Вазагашвили, предоставив фотоснимки с места происшествия.

Родители, естественно, жаждут справедливой кары для убийц своего ребенка. Но вот позиция депутата парламентского меньшинства Гии Цагареишвили требует пояснения.

Всего несколько дней назад он крайне негативно охарактеризовал кандидатуру нового главного прокурора Муртаза Зоделава. «У Зоделава имеются все качества, присущие инквизиторам, и он не моргнув и глазом отправит любого человека на эшафот», - заявил Цагареишвили агентству GHN. Он уверял, что для пропрезидентского парламентского большинства такой человек - самая подходящая кандидатура.

Почему же теперь Цагареишвили решил апеллировать к Зоделава? Как передает GHN, он даже выразил надежду, что новый прокурор объективно отнесется к расследованию этого дела.

Можно предположить, что оппозиционер решил проверить морально-нравственные качества «прокуратора», чтобы знать, чего от Зоделава ждать дальше, когда оппозиция соберет силы для дальнейшей борьбы.

С другой стороны, сам Гия Цагареишвили - фигура неоднозначная. С одной стороны, весной он отказался от участия в заседаниях парламента, посчитав необходимым стать плечом к плечу с народом, требовавшим отставки президента. Однако как только протестное движение утихло, вернулся на свой депутатский паек.

Может быть, теперь он решил помочь Зоделаве обрести имидж справедливого прокурора? В таком случае, семью Вазагашвили ждут хорошие вести.