Мужчина и женщина

Оппозиционный «воз» и ныне там

После встречи лидер движения «Защити Грузию» Леван Гачечиладзе сообщил журналистам, что обсуждались в основном две формы борьбы - более радикальные силы выступали за возобновление масштабных акций протеста, лояльные же придерживались пути отстранения нынешнего правительства в результате выборов.

Лидер «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе уверена, что выборами это правительство не сместить, поэтому она намерена продолжать непримиримую борьбу за назначение досрочных президентских выборов.

«Альянс за Грузию» и его лидер Ираклий Аласания считают акции протеста неэффективными и считают, что путем консультаций с властями можно добиться создания соответствующей среды для проведения справедливых выборов.

Сам Леван Гачечиладзе заявляет, что для него приемлемы оба пути - и выборы, и акции, и его движение готово начать со всеми оппозиционными силами консультации по выработке единой стратегии и тактики.

Именно этого - единой стратегии и тактики - грузинской оппозиции и недостает, считают политологи. Поэтому она и проигрывает в борьбе с нынешним правительством, которое большая часть населения страны явно не поддерживает.

Грузинская оппозиция, по мнению экспертов, слишком разрозненна, пестра и не способна действовать скоординировано. Ее попытки создать большое оппозиционное объединение до сих пор завершались неудачей.

Объединиться оппозиция пыталась еще в сентябре-октябре 2007 года, и этому во многом способствовали события, развернувшиеся вокруг фигуры бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили. Тогда же попытку объединения оппозиции предпринял ныне покойный бизнесмен Бадри Патаркацишвили, который открыто заявил о готовности финансирования борьбы с правительством Саакашвили. Его приход в политику был кратковременным и для него фатальным.

Попытки объединения оппозиция и после этого предпринимала неоднократно: за истекшие два года было подписано множество различных заявлений, обращений, деклараций и актов. Было проведено множество акций протеста, на которые собирались десятки и сотни тысяч граждан, недовольных политикой властей.

Звучали обещания быстро покончить с этим правительством. И все заканчивалось неудачей. Правительство оставалось на своем месте и даже укрепляло позиции, а сторонников оппозиции становилось все меньше и меньше.

Август прошлого года стал еще одной отправной точкой для возобновления оппозицией борьбы с режимом Саакашвили. Объявленный на время военных действий мораторий на критику властей вскоре сменился новыми резкими заявлениями. Причем, все они звучали одинаково: войну, конечно, спровоцировала Россия, но Саакашвили виноват, что дал втянуть себя в эту войну. А если уж втянулся, то не должен был так позорно отступить, говорила оппозиция.

Но осенью прошлого года, когда на носу стояла зима, начинать акции протеста оппозиция не решилась. Она выжидала время, тем более, что в США предстояли президентские выборы, и оппозиция лелеяла надежды, что новая администрация «поможет сместить» неугодного президента.

Акции начались весной, но широкой международной поддержки грузинская оппозиция не получила. Никто не приезжал к Саакашвили и не советовал, как его предшественнику, уйти в отставку. Зато зарубежные гости настоятельно советовали оппозиции пойти на диалог и решить все спорные вопросы путем переговоров.

Акции, которые продолжались более трех месяцев и на которых опять звучали обещания положить конец режиму Саакашвили, закончились ничем, а в народе вызвали серьезное разочарование. И если оппозиция решит возобновить акции протеста, она вряд ли сможет собрать на них даже несколько тысяч сторонников.

Несогласованность действий оппозиции ярко проявилась в ходе весенне-летнего сезона акций протеста, когда лидеры оппозиции один за другим выходили трибуну у здания парламента и делали явно противоречивые заявления. И если Нино Бурджанадзе призывала к непримиримой борьбе, то Ираклий Аласания заявлял о готовности диалога с властями.

После акций протеста разлад в рядах оппозиции стал более явным, и даже начали звучать обвинения в адрес друг друга.

Наверное, именно эти обвинения стали толчком к принятию очередного совместного документа. На встрече в гостинице «Рэдиссон» вчера вечером оппозиция решила разработать, а затем публично подписать «Акт о ненападении». Партии, которые подпишут этот документ, возьмут на себя обязательство в будущем не нападать друг на друга и не высказывать обвинений в адрес других оппозиционных сил.

Идею «Акта о ненападении» поддержали практически все участники встречи. Консерваторы, которые и раньше неоднократно призывали своих соратников по борьбе с «режимом Саакашвили» объединиться, вновь поставили в повестку дня идею «праймериз», то есть проведения своего рода внутриоппозиционных «выборов» по определению общего лидера и общего кандидата - в президенты, мэры Тбилиси. Но эта идея пока широкой поддержки среди оппозиционных сил не нашла.

Грузинская оппозиция после апрельско-июльских акций взяла продолжительный тайм-аут, но обнародование отчета международной комиссии по изучению событий августа прошлого года дало ей новый толчок. Вновь все увереннее зазвучали обвинения в адрес Саакашвили, поддавшегося-де на провокации России и ввергшего страну в явно проигрышную войну. Зазвучали идеи создания большого демократического фронта (идея Нино Бурджанадзе). На этой волне и состоялась встреча в гостинице «Рэдиссон». Оппозиция решила продолжить такие встречи и обещает, наконец, договориться о едином плане действий. Когда она начнет действовать и как будет бороться, пока не известно.