Мужчина и женщина

Особенности грузинского истеблишмента

Лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания накануне, наконец, обнародовал основные принципы своей программы. Альтернативных президентскому Акту экономической свободы предложений по выводу страны из экономического кризиса не прозвучало.

Может быть, оппозиционеры и согласны с премьером страны и тоже считают, что кризис в Грузии закончился. Возможно, об экономике политики вспомнят, как всегда, чуть погодя. Или правы мои знакомые из Тбилиси, которые на вопрос - как там у вас кризис - очень бодренько отвечают: «Который кризис? У нас последние двадцать лет - кризис. Как мы этот можем ощутить...».

Так или иначе, в Грузии сложилась такая традиция: экономика - вторична, политика - первична. И в программе оппозиционного лидера, которого многие считают главным конкурентом Михаила Николаевича, об экономике сказано мельком, основной акцент сделан на политику.

Как сообщает газета ВЗГЛЯД, основные пункты программы, которые Аласания изложил газете «Все новости» таковы: «Главная задача для нас - на контролируемых территориях построить демократическое и экономическое сильное государство, идти к либеральным европейским ценностям, начать прямой диалог с абхазами и осетинами, в то же время добиваясь на международной арене непризнания Абхазии и Южной Осетии».

По словам оппозиционера, необходимо «шаг за шагом начинать восстанавливать отношения с Россией, вести с ней переговоры». «Все это при нынешних властях невозможно, - сказал Ираклий Аласания. - У них исчерпаны все ресурсы».

Хотелось бы отметить, что, несмотря на громкие заголовки в СМИ, посвященные обнародованию программы едва ли не самого рейтингового оппозиционного объедения, особых новаций в программе «Альянса» нет.

О необходимости налаживать диалог с Россией в Грузии за последнее время не сказал разве что ленивый. Сам Ираклий Аласания сделал такое заявление сразу же, поле того, как восемь месяцев назад перешел в оппозицию. Возможно, через месяц в программе и появятся свежие предложения...

Пока практически все лидеры оппозиционных партий - а их почти два десятка - в своих выступлениях то и дело обещаю наладить отношения с Россией. Лидер Движения « За справедливую Грузию» Зураб Ногаидели буквально несколько недель назад даже обещал представить конкретные механизмы по налаживанию грузино-российских отношений.

Что касается вопроса территорий - Абхазии и Южной Осетии, - то тот же Ногаидели еще в январе, когда представил программу своей партии, очертил те же принципы, о которых ныне говорит Аласания.

При этом все представленные программы так и остаются нереализованными, поскольку внешняя политика - прерогатива действующей власти, а не ее оппонентов.

Словно для того, чтобы раззадорить противников, уже сегодня глава внешнеполитического ведомства Грузии Григол Вашадзе заявил, что Грузия не намерена разговаривать с Россией. Не то, чтобы совсем, а пока не вернут Абхазию с Южной Осетией. Как сообщает GHN, Вашадзе в интервью ВВС заявил, что «Тбилиси не намерен восстанавливать диалог с Москвой до тех пор, пока Россия не покинет оккупированные территории (Абхазию и Южную Осетию) Грузии».

Так что год спустя после печальных августовских событий, и спустя полгода после начала акций протеста, можно лишь говорить о недееспособности оппозиции. Об этом, впрочем, свидетельствует и сходка в гостинице «Рэдиссон». Оппозиционеры встретились, поговорили, каждый остался при своем мнении... Да, все уверены, что Саакашвили обязан уйти в отставку. Да, все готовы вести борьбу с режимом. Да, все выступают за налаживание отношений с Россией. Только вот первая скрипка по-прежнему в руках не у этого оркестра.

Не случайны и выводы экспертов. Как и полгода назад, грузинские аналитики уверены, что ни одна оппозиционная партия не имеет шансов на победу в выборах. Об этом накануне заявил грузинским журналистам директор Института исследований общественного мнения и маркетинга Гочи Цкитишвили. «Если завтра пройдут выборы, оппозиция не имеет никакого шанса победить», - отметил социолог.

Кто- то может возразить: мол, это - проплаченный пиар. Не исключено. Но в 2008 году, когда Саакашвили по настоянию Запада назначил внеочередные президентские выборы, оппозиция так и не смогла выдвинуть единого кандидата и проиграла.

Может, все беды в благословенную Грузию вовсе не с севера приходят? А как говорил грузинский классик Гурам Асатиани: «Поразительно, но грузин как будто более всего враждует с грузином. А без грузина жить не может, ибо именно с ним жаждет соперничать, помериться ростом, силой».

Просто кто-то за океаном здорово потрудился над изучением ментальности жителей этой благословенной страны, а на севере не стали себя утруждать этим. Результат известен.