Мужчина и женщина

Казахстан готовится «рулить» на Кавказе

4326.jpeg Делегация из Астаны провела консультации в Тбилиси по поводу предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Ничего конкретного казахи грузинам не обещали, кроме стандартной фразы «уделять внимание конфликтам». При этом России Казахстан тоже ничего не обещает, желая остаться на высоте независимого арбитра.

Грузия рассчитывает на политическое содействие Казахстана в урегулировании конфликтов в Закавказье во время председательства страны в ОБСЕ в 2010 году. Об этом еще перед визитом казахов заявил замглавы грузинского МИД Александр Налбандов.

«Эти консультации имеют важное значение, поскольку Казахстан является ведущим государством в Центральной Азии», - отметил замглавы грузинского МИД Александр Налбандов.

Переговоры с ним провел заместитель министра иностранных дел Казахстана Константин Жигалов. Еще в июне они условились дважды в год проводить межмидовские консультации на уровне заместителей министров. А теперь, очевидно, контакты станут более частыми и тесными.

«Во время своего председательства в ОБСЕ, Казахстан намерен уделять особое внимания вопросам неразрешенных конфликтов», - заявил Александр Налбандов, после завершения встречи с Константином Жигаловым.

По словам Налбандова, Астана назначит специального представителя, который будет работать «над вопросом замороженных конфликтов во всей плоскости ОБСЕ».

Что касается вопроса о возобновлении работы миссии наблюдателей ОБСЕ в Грузии, то эта тема пока не обсуждалась. «До официального вступления Казахстана на пост председателя ОБСЕ делать это преждевременно», - пояснил грузинский дипломат.

Напомним, мандат миссии ОБСЕ в Грузии был заблокирован Россией в январе 2009 года из-за расхождения в понимании статуса Абхазии и Южной Осетии и полностью истек 30 июня.

Между тем, в Вене в эти дни проходят консультации Секретариата ОБСЕ по вопросам предстоящего председательства Казахстана в этой Организации, сообщил официальный представитель МИД республики Ержан Ашикбаев. Казахов знакомят «с международными механизмами координации, инструментами и процедурами, организационными требованиями по эффективному выполнению поставленных задач». Возобновление миссии ОБСЕ в Грузии - остается одной из таких задач, которые Казахстану, придется так или иначе решать.

Как считает спецпредставитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Нагорному Карабаху и Южной Осетии Горан Леннмаркер, это пошло бы во благо всем сторонам конфликта и способствовало бы мирному возвращению беженцев в южноосетинские села и Абхазию. Об этом он заявил 15 октября после встречи с представителями Азербайджана, Грузии и Армении на осенней сессии ОБСЕ в Афинах.

Позиция Казахстана по отношения в Абхазии и Южной Осетии на данный момент выглядит яснее, чем, например, у выторговывающей кредиты и у Запада и у Востока Белоруссии. Как постоянно подчеркивают официальные лица страны, «принципиальная позиция Казахстана - принцип территориальной целостности доминирует над правом народов на самоопределение».

В то же время, президент Нурсултан Назарбаев в августе прошлого года одобрил действия России в Южной Осетии, подчеркнув, что они были направлены на защиту мирных жителей.

«Запад проигнорировал нападение вооруженных сил Грузии на Цхинвал. С этого, по моему убеждению, и начались события. Мы все считаем, что все последующие действия России были направлены на защиту жителей многострадального города. Ответной реакции у России могло быть: или проигнорировать, или остановить кровопролитие этого многострадального народа», - заявил Назарбаев после очередного саммита ШОС.

Поэтому точнее будет выразить подход Астаны словами директора алматинской Группы оценки рисков, политолога Досыма Сатпаева: «Казахстан не торопится признавать Абхазию и Южную Осетию». И это позволяет ему не ссориться ни с Россией, ни с Грузией, ни с Западом.

С Россией его связывает очень многое: общий капитал в Евразийском банке развития, учрежденном Москвой и Астаной в январе 2006 года. Участие в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора и коллективной безопасности. Поддержка Россией инициатив Казахстана в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),

Всего между Россией и Казахстаном заключено более 250 двусторонних соглашений. Наблюдаются рост объемов взаимной торговли, сотрудничество в сфере энергетики (в основном транспортировка казахстанской экспортной нефти через территорию России). В Казахстане работают более трех с половиной тысяч предприятий с участием российского капитала. И еще множество примеров симбиоза.

В то же время и в Грузии Казахстан имеет свои экономические интересы. В энергетику, транспортную, строительную, коммуникационную и другие отрасли экономики причерноморской республики вложены приличные казахстанские инвестиции - порядка двух миллиардов долларов США.

Правда, этим летом между инвесторами и правительством Грузии возникли некоторые недоразумения, связанные с долгами «КазТрансГаз-Тбилиси», которые грузины внезапно попросили вернуть. Но сейчас этот скандал утих.

Еще одной причиной очень сдержанной позиции Казахстана по Южной Осетии является наличие на севере и востоке страны целых областей, где преобладает славянское население. И это население испытывает массу проблем: от сокращения образования на русском языке до откровенной дискриминации.

Некоторые российские эксперты полагают, что помочь соотечественникам в этой ситуации может ведение специального паспорта, по аналогу паспорта британского Содружества. Такой документ дал бы возможность гражданам  Казахстана и России беспрепятственно посещать обе страны, получать образование, работать, пояснил «Независимой газете» эксперт Юрий Солозобов.

Однако от этого шага недалеко до ситуации в Южной Осетии, где жители также получили российские паспорта, а с ними и право на защиту российской армией. Казахстан боится довести ситуацию у себя до этого.

В конце концов, в преддверии председательства в ОБСЕ руководству Казахстана явно не хочется портить имидж прогнозируемого, последовательного и удобного партнера для Запада, с которым можно строить сбалансированные отношения.

Но и в отношении России Астана будет строить такую же уравновешенную политику. Вряд ли Грузии стоит надеяться на то, что казахи в ОБСЕ начнут решать грузинские проблемы, в которых, в общем-то, виноваты сами грузины.