Мужчина и женщина

Для осетин Косово - не пример

4457.jpeg В бывшем сербском крае Косово состоялась встреча общественников из разных стран, в том числе - Грузии и Южной Осетии. Этот регион давно вызывает интерес у жителей Кавказа. Ситуацию с признанием независимости в очередной раз сравнивают и снова находят общие и отличительные черты.

Когда Косово объявил о независимости, абхазы и осетины отнеслись к этому, как многообещающему прецеденту. Не за горой, говорили они, и их признание.

Россия на тот момент не считала их окончательно созревшими до независимости.

Как пояснял два года назад в интервью «Осетинскому радио» директор Института политических исследований Сергей Марков, косовары шантажируют мир, добиваясь признания, а абхазы и осетины готовы долгие годы ждать, когда наступит их звездный час.

«Ведь почему так засуетился Запад? Не в последнюю очередь потому, что ему было прямо заявлено: не дадите нам независимость, мы просто будем убивать ваших солдат и сваливать это на «радикалов», которых не можем сдержать. Так что западные страны здесь не стремятся к стабильности, как они утверждают, а идут на поводу угроз», - отмечал российский эксперт.

По отношению к христианским ценностям, храмам и памятникам косовские албанцы также вели себя жестко и непримиримо. В Южной Осетии и Абхазии такой ненависти к грузинским памятникам не было.

При этом албанцы появились на территории Сербии только в 14 веке, после того как с этих земель сербов согнали турки. А абхазы и осетины жили на Кавказе испокон веков, на протяжении тысячелетий. Правда, к этому столетию албанцы в Косово стали безусловным этническим большинством - два миллиона против двухсот тысяч сербов, а абхазы остаются меньшинством среди русских, грузин, армян и других наций Абхазии.

«Косово никогда не имело своей государственности, тогда как Абхазия была государством, - продолжал Марков. - В отличие от косоваров Абхазия и Южная Осетия никогда не принимали решения быть в составе независимой Грузии. Они находились в разных государственных образованиях, но в состав независимой Грузии никогда не входили. Больше того, это Россия их привела в Грузию. А косовары сами приняли решение приехать в Сербию и жить там».

Прибавим еще, что за спиной косоваров стояло и стоит международное сообщество и мусульманская Албания, а за спиной осетин и абхазов - одна лишь Россия. Вот вкратце отличия двух конфликтов.

Российские политики, и в первую очередь президент Дмитрий Медведев, избегают проводить параллели между признанием Косово и признанием бывших грузинских автономий.

Как пояснил во время недавнего визита в Сербию Медведев, в Южной Осетии «речь шла о пресечении прямой военной агрессии, и то, что сделано Россией, согласуется с уставом ООН». В Косово по его словам, новые субъекты международного права были признаны по неубедительной причине: «отсутствие прогресса на переговорах».

Россия же, не будь этой жестокой атаки Цхинвала грузинской армией в 2008 году, не пошла бы на признание независимости двух республик.

И даже после нападения могла не признавать, если бы Грузия не вышла из СНГ, что лишало мандата российских миротворцев. Россия оказалась ограниченной в маневрах, как отметил в одном из интервью российский политик Евгений Примаков. Она не могла допустить появления военных баз конкурирующего военного блока в Грузии.

На Западе также не любят сравнения, но по другой причине. Там хотят представить признание Косово легитимным, а Абхазии и Южной Осетии - нет. Как заявил во время вчерашнего визита в Россию министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд, Косово имело право, потому что Югославия распалась, и Косово стало «продуктом ее коллапса».

При этом дипломатично были опущены обстоятельства, при которых Абхазия и Южная Осетия объявили о своей независимости. Это было в начале девяностых, как раз во время распада Советского Союза. Так что они тоже стали «продуктом коллапса».

Принято считать, что албанцы жить с сербами не могли, а абхазы и осетины поладили бы с грузинами, если бы не российская поддержка сепаратистов. Взять, к примеру, те же самые «российские паспорта», о которых упомянула в своем отчете об августовских событиях Хайди Тальявини.

Но по какой причине жители автономий отказались общаться с Тбилиси? Почему они захотели иметь российские паспорта? Уж наверно, не от большой любви к грузинам, презрительно относящимся ко всем нацменьшинствам и откровенно дискриминирующим их.

В общем, несмотря на массу различий, которые можно найти в двух конфликтных ситуациях, абхазы и осетины с интересом относятся ко всему, что происходит в Косово. Недавно, как сообщает «Осетинское радио», оттуда вернулась глава неправительственной общественной организации АСЭКР Дина Алборова.

Поездку организовал берлинский институт «Бергоф-центр» в рамках молодежного миротворческого проекта. Там осетинская делегация в неофициальной обстановке встретилась с грузинскими представителями.

И выяснилась нелепая деталь, удивившая Алборову: грузинская молодежь ехала на встречу с уверенностью, что 7 августа войска из Тбилиси вошли в Южную Осетию спасать осетин от русского агрессора, а война шла не между Грузией и Южной Осетией, а между Грузией и Россией.

«Когда мы делились впечатлениями, молодые люди из Грузии сказали, что были потрясены той информацией, которую они услышали от нас, и их мнение кардинально поменялось. Важно было и то, что до нашей поездки уже был опубликован доклад Еврокомиссии. Наш рассказ стал хорошим подтверждением фактов, изложенных в этом докладе. Был даже один молодой человек, который сказал, что не верил грузинской пропаганде, и был очень рад появлению подобного отчета о расследовании войны 2008 года», - рассказала Дина Алборова.

Что касается, собственно, Косово, то осетинские гости отметили многие факты, говорящие отнюдь не в пользу местного правительства. Хотя косовские власти уверяют, что ни один серб после признания независимости не уехал, в Северной Митровице осетины услышали обратное: опустели целые села.

«В Косово не однозначная ситуация и с другими нацменьшинствами, например с цыганами-ромами, которых косовары обвиняли в сотрудничестве с сербами. Сейчас ромы разъехались по всей Европе», - пояснила глава АСЭКР.

Европейские структуры албанцы считают просербскими, а сербы - нацистскими. Там остро стоит проблема безработицы. Страна занимает одно из первых мест в мире по уровню коррупции.

В общем, ситуация далеко не безоблачна, но нисколько не уникальна. Вывод, который сделали после поездки осетины: «Косово - это пример того, как не должно быть». 

Фото с сайта "Осрадио.ру"